Светлана Разумовская
Конспект НОД в средней группе «Цветы для Феи. Батик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Цветы для Феи». Батик
Воспитатель: Разумовская Светлана Михайловна
Конспект НОД в средней группе
Тема: «Цветы для Феи».
Образовательная область (Художественно – эстетическое развитие)
Тип НОД: комбинированный.
Вид занятия: Нетрадиционное рисование.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Цветы для Феи, Батик“» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: развитие изобразительного творчества дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования - «Узелковый батик».
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять представления детей об изобразительных техниках, познакомить с техникой нетрадиционного рисования: «Узелковый батик». (Шибори)
2. Учить способам изображения в нетрадиционной технике.
3. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, выполнять изображение в определённой последовательности.
2. Развивающие:
1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, творческие способности, эмоциональные чувства;
2. Развивать познавательную активность, внимание, воображение;
3. Развивать мелкую моторику рук, дыхание, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, аккуратность, интерес к действиям с тканью, вызывать живой интерес к цветам, желание любоваться ими.
2. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря (батик, невесомые, воздушные)
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с цветами; беседы по теме «Цветы», чтение стихотворений про цветы («Детям нравятся цветы» Наталья Самоний, «Почему?» Алла Ахундова, «Цветы» Андрей Парошин, сказок («Цветок» Борис Житков; «Цветик- семицветик» В. Катаев, «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков; разучивание пальчиковой гимнастики; игры на развитие мелкой моторики «Проворные мотальщики».
Методы и приемы:
словесный (вопросы, пояснение, объяснение);
игровой (игровая ситуация – сообщение от Феи, игра на развитие воображения - «Облака-загадки», игра на формирование умений быстро называть цветы «Назови цветок», внезапное появление объекта – Феи.);
наглядный. Демонстрация слайдов, физ. минутка. (показ образца, показ способа действий);
практический (творческое упражнение -рисование в технике «Узелковый батик»);
Методические приёмы:
Приемы мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, проблемная ситуация.
Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, использование ТСО, пояснения.
Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность (роспись ткани).
Приемы поддержания интереса у детей: использование ТСО, чередование видов детской деятельности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурная пауза с использованием видеозаписи, дыхательная гимнастика.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.
Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.
Техническое обеспечение:
Экран, проектор, презентация, аудио магнитофон, запись классической музыки, запись песни «Дети любят рисовать».
Ожидаемый результат:
у детей возникнет желание помочь Феи, они самостоятельно предложат решение проблемной ситуации: нарисовать цветы для Феи;
детей заинтересует техника росписи ткани;
дети смогут самостоятельно нарисовать цветок в технике «Узелковый батик»;
у детей будет возможность оценить готовые работы, показать понравившийся цветок.
Материал и оборудование: ткань белая х/б, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, подкладные листы по числу детей, влажные салфетки, кисти №4-6, аудиозапись музыки, презентация
Оформление зала: поляна без цветов, облако, на ширме - солнце, птицы.
Интеграция образовательных областей: ОО «Художественное-эстетическое развитие»; ОО «Социализация», ОО «Познание», ОО «Физическое развитие»
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Организационный момент. (Заходят в зал под музыку)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите как много сегодня гостей.
Давайте поздороваемся и пожелаем всем добра.
К солнышку мы потянулись,
Лучик взяли!
К сердцу прижали,
Гостям отдали,
Всем улыбнулись!
И сказали: «Здравствуйте!»
2. Мотивационно-целевой этап.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, а что это у нас на экране (письмо). Нам пришло голосовое сообщение. СЛАЙД №
- От кого? (от Феи).
-Она живёт в сказочной стране, давайте послушаем, что она нам сообщила: «Здравствуйте, мои дорогие друзья! (показ слайдов).
Возле дома, на поляне у меня росли волшебные цветы необычной красоты!
СЛАЙД №
-Утром, я вышла погулять, полюбоваться цветами и увидела, что они исчезли. СЛАЙД №
- Я не знаю, что мне делать? Мне очень нужны цветы! Вы мне поможете их найти? (ответы детей) СЛАЙД №
-Ребята, зачем нужны цветы?
Воспитатель: Цветы украшают нашу жизнь, дают питание пчелам и бабочкам, из цветов делают лекарства, а некоторые из них используем в пищу. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам - воинов, погибших на войне.
-Ребята, можем мы сейчас посадить цветы для Феи? (Нет)
Почему? (потому, что сейчас поздняя осень)
Воспитатель:-Правильно. У нас сейчас поздняя осень (ноябрь). На улице холодно, а всем растениям необходимо тепло, свет и влага.
- Какое у нас занятие сейчас? Как мы можем помочь Феи? (ответы детей)
Воспитатель: - Значит, что мы будем рисовать на занятии (Цветы)
Дети:- Сегодня мы будем рисовать сказочные цветы для Феи.
Воспитатель: мы будем рисовать сказочные цветы необычным способом.
Воспитатель: -В волшебной стране, где живет Фея сейчас тепло, там можно вырастить цветы,а у нас холодно. Давайте отправимся к Фее и поможем ей.
Вы согласны?
Воспитатель: - На чем? (на самолете, машине, и т. д.)
Воспитатель: - я предлагаю полететь на белом, воздушном, невесомом, плывущем по небу….(Облаке?
(Встаем на облако, звучит музыка «А облака белокрылые лошадки….»)
«Облака-загадки»
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, что это? (Облака). (Ребята, посмотрите, что мимо нас проплывает)
Воспитатель: - Это необычные облака. На что они похожи? СЛАЙД №
3. Гимнастика для глаз.
Одно облачко на прощание решило с нами поиграть.
Облако движется вправо-влево, вверх-вниз. Солнце выглянуло из-за облака, светит прямо в глаза, зажмурьтесь. Молодцы!
Воспитатель: - Вот мы и оказались в волшебной стране!
-Посмотрите, а вот полянка Феи, на ней нет цветов.
А творческая мастерская закрыта. Если мы с вами быстро назовем названия цветов – замок откроется. Слушайте друг друга внимательно, не повторяйте названных цветов. Прошу вас постараться.
4. Игра с мячом «Назови цветок» Цель: формировать умение быстро называть цветы, развивать слуховое внимание.
(МУЗЫКА волш.)
-Молодцы, ребята, проходите в творческую мастерскую. (Дети садятся за столы)
3. Восприятие предмета.
Ребята, вспомните, пожалуйста, на чем можно рисовать? (На чем же мы нарисуем наши сказочные цветы)
Как быть?
- Я предлагаю нарисовать цветы необычным способом, по
волшебному - на ткани.
- Техника рисования на ткани называется «БАТИК»
- Есть разные виды батика, один из них «узелковый батик»
- Посмотрите, какие красивые цветы получаются, СЛАЙД №
- Хотите попробовать? (да)
-Сейчас я вам расскажу секреты этого волшебного мастерства. Слушайте внимательно, смотрите, запоминайте.
4. Объяснение приемов работ.
4.1. Подробный показ способов выполнения
-Начинаем с самого важного.
Разложим на столе кусочек ткани. Одной рукой берем ткань щепоткой за середину, протягиваем ткань через кулачок второй руки, отступаем,берём нитку и начинаем крепко – крепко обматывать ниткой ткань в несколько витков, узел завязывать не надо (потом снимать нить будет неудобно).
Вот какой узелок –закрутка у меня получился.
-Отступаем еще немного и завязываем второй узелок.
-Что нужно сделать, чтобы узелки стали разноцветными? (предположения детей, нужно раскрасить)
- Конечно, распишем их красками.
-Наши цветы сказочные, поэтому они могут быть любых цветов и оттенков. Не жалеем воды, чтобы хорошо смочить ткань, добавляем нужного цвета акварельную краску.
4.2. Вопросы на уточнение. Давайте вспомним, что нужно сделать сначала?Как будем расписывать?
5. Практическая работа.
Перед работой –разомнем наши пальчики
5.1. Пальчиковая гимнастика.
«Говорит цветку цветок»:
Говорит цветку цветок-
Подними свой лепесток.
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Головою покачай,
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка,
Вот зарядка для цветка.
5.2. Коррекционная и индивидуальная работа. Предлагаю вам завязать узелки. (Осуществляю контроль и помогаю детям, у которых есть затруднения).
(Звучит музыка –фортепьяно)
Ох и трудная работа
Узелки вязать без счёта
Их потом раскрасить нужно,
Чтобы полянкой стали дружной,
(Можно разбить практическую работу на две части)
5.3. Музыкальная физ. минутка (Видео)
Я вам предлагаю превратиться в маленьких пчелок
5.4. Анализ детских работ.
- Молодцы, а теперь пришло время развязать ниточки и посмотреть, что у нас получилось?
-Давайте произнесем волшебные слова.
Покажитесь нам цветы
Необычной красоты
-Какая красота, узелки превратились в настоящие волшебные цветы!
- А теперь давайте украсим сказочную поляну волшебными цветами (выкладывание цветов на зеленую ткань)
-Ребята, вам нравится полянка?
-Полюбуйтесь, какие цветы у нас получились!
-Выберите самые красивые цветы! Какие они?
-Какой цветок самый яркий?
-У какого цветка необычное сочетание цветов?
Воздух стал ароматным.
5.5. Дыхательная гимнастика
Ладони положить на грудь. Медленный вдох через нос, стараемся не поднимать плечи. Задерживаем дыхание и, медленно выдыхая, произносим «А-а-ах!»
(Заходит Фея)
Здравствуйте, ребята! Как рада я вас видеть. Какие чудесные цветы у вас получились! Я очень люблю цветы, без них мне было плохо. Спасибо вам. Вы настоящие друзья.
6. Подведение итогов:
-Кому мы помогали?
-Что мы рисовали? –
На чём рисовали?
Вам понравилось рисовать на ткани?
- Какую необычную технику мы использовали?
7. Рефлексия:
Игра «Цветы и бабочки».
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
Красная роза (мне было интересно на занятии, у меня все получилось);
Желтый одуванчик (мне было интересно на занятии, но у меня не все получилось)
Голубой василек (мне было неинтересно, скучно)
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим
-Фея: Большое спасибо, теперь я буду знать, что к вам могу обратиться за помощью. В знак благодарности я приготовила для вас творческие задания и угощение.
Дети: - Спасибо!
Воспитатель: - Пора возвращаться в д/с. Закрываем глаза. Произносим слова
Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
В детском садике «Сказка» очутись (Дети открывают глаза)
Дети под музыку возвращаются в детский сад.
Благодарю за внимание.
Самоанализ НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.
Тема: «Цветы для Феи».
Образовательная область (Художественно – эстетическое развитие)
Тип НОД: комбинированный.
Вид занятия: Нетрадиционное рисование.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Место проведения: музыкальный зал.
Продолжительность – 20 минут
Цель: развитие изобразительного творчества дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования - «Узелковый батик».
Данная цель достигнута с помощью решения обучающих, развивающих и воспитывающих задач.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять представления детей об изобразительных техниках, познакомить с техникой нетрадиционного рисования: «Узелковый батик». (Шибори)
2. Учить способам изображения в нетрадиционной технике.
3. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, выполнять изображение в определённой последовательности.
2. Развивающие:
1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, творческие способности, эмоциональные чувства;
2. Развивать познавательную активность, внимание, воображение;
3. Развивать мелкую моторику рук, дыхание, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, аккуратность, интерес к действиям с тканью, вызывать живой интерес к цветам, желание любоваться ими.
2. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря (познакомились со словом батик)
В ходе подготовки к непосредственно – образовательной деятельности - проведена предварительная работа.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с цветами; беседы по теме «Цветы», чтение стихотворений про цветы («Детям нравятся цветы» Наталья Самоний, «Почему?» Алла Ахундова, «Цветы» Андрей Парошин, сказок («Цветок» Борис Житков; «Цветик- семицветик» В. Катаев, «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков; разучивание пальчиковой гимнастики; игры на развитие мелкой моторики «Проворные мотальщики».
Ожидаемый результат:
-у детей возникнет желание помочь Феи, они самостоятельно предложат выход из проблемной ситуации: нарисовать цветы для Феи;
-детей заинтересует техника росписи ткани;
-дети смогут самостоятельно нарисовать цветок в технике «Узелковый батик»;
-у детей будет возможность оценить готовые работы, показать понравившийся цветок.
Материал и оборудование: ткань белая х/б, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, подкладные листы по числу детей, влажные салфетки, кисти № 4-6, аудиозапись музыки, презентация
Оформление зала: поляна без цветов, облако, на ширме - солнце, птицы.
Техническое обеспечение:
Экран, проектор, презентация, аудио магнитофон, запись классической музыки, запись песни «Дети любят рисовать».(Музыка- В. Шаинского, слова - Э. Успенского)
В процессе занятия применяла инновационные технологии:
-Информационно-коммуникационные технологии (мультимедийное оборудование, ноутбук, флешка с записью спокойной музыки, презентация Power Point, аудио магнитофон).
-Здоровьесберегающие технологии (физминутка, дыхательная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз).
Условия проведения НОД отвечали нормам СанПин: чистое помещение, свежий воздух, хорошее освещение, мебель соответствовала росту детей, соблюдены правила техники безопасности.
Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, социально-личностное и физическое развитие в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов и приёмов: наглядные, словесные, практические, игровые.
Методы и приемы:
словесный (вопросы, пояснение, объяснение);
игровой (игровая ситуация – сообщение от Феи, игра на развитие воображения - «Облака-загадки», игра на формирование умений быстро называть цветы «Назови цветок», внезапное появление объекта – Феи.);
наглядный. Демонстрация слайдов, физ. минутка. (показ образца, показ способа действий);
практический (творческое упражнение -рисование в технике «Узелковый батик»);
Методические приёмы:
Приемы мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, проблемная ситуация.
Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, использование ТСО, пояснения.
Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность (роспись ткани).
Приемы поддержания интереса у детей: использование ТСО, чередование видов детской деятельности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурная пауза с использованием видеозаписи, дыхательная гимнастика.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.
Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом.
Предложенный материал, формы организации (фронтальная, индивидуальная) и разнообразные виды деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, музыкальная, изобразительная) – доступны, интересны и соответствуют возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.
Образовательная деятельность построена на едином игровом сюжете («игра – путешествие в «Волшебную страну») и состояла из трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой этапов, которые были подчинены одной теме, цели и задачам и представляла собой логически законченную структуру.
Организационный этап был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности.
Вводная часть
Была создана игровая проблемная ситуация с использованием голосового сообщения от Феи – которая вызывала у детей чувство эмпатии, желание прийти на помощь, стимулировала их на поиски способов разрешения ситуации, создавала условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Игровой приём «полёт на облаке» под музыкальное сопровождение усиливал эмоциональное воздействие игры на детей, повышал интерес, позволял осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому. Игровое упражнение «Облака – загадки» способствовало развитию творческого воображения дошкольников.
Основной этап был подчинён главным задачам образовательной деятельности.
Проблемные вопросы, вопросы уточняющего, позволили актуализировать опорные знания детей. Всем ребятам предоставлялась возможность выдвигать свои предположения. Это способствовало развитию коммуникативных умений.
Игра «Назови цветок», была направлена на активизацию познавательного интереса детей, на развитие внимания, на формирование умения быстро называть цветы.
Подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности детей предполагала знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Узелковый батик», показ приёмов и этапов работы, объяснение способов изображения, подготовку мелкой моторики рук. («Говорит цветку цветок»)
Музыкальное сопровождение - способствовало созданию непринуждённой творческой атмосферы, положительного эмоционального настроя.
В процессе самостоятельной работы детей осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся помощи при выполнении задания, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, с учётом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.
Видео -физкультминутка, позволила реализовать физиологическую потребность детей в двигательной активности, снизить утомление и перейти к выполнению следующего задания.
Похвала, поощрение, подчёркивание достижений – также стимулировали и поддерживали интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Итог деятельности проводился методом анализа и предполагал положительную индивидуально – дифференцированную оценку деятельности детей и самооценку результата деятельности воспитанниками.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовалась самооценка детьми своей работы (занятие понравилось и все получилось – выбираем розу, занятие понравилось, но что-то не получилось - выбираем одуванчик, занятие не понравилось и не доволен своей работой – василек).
Результаты рефлексии показали, что детям занятие понравилось, они довольны результатами своей работы.
Таким образом, занимательное содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволили обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка.
Затруднений в ходе проведенной непосредственно – образовательной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности, проявляли повышенный интерес уже с первых её этапов, испытывая при этом эмоциональное и эстетическое наслаждение. Детские работы получились интересными, выразительными, красочными.
Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.