Юлия Бубенцова
Конспект НОД в средней группе по экологии с элементами труда «Наши зеленые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
«Познание»
• Познакомить детей с новым комнатным растением – Бальзамином, дать его бытовые названия (Огонек, Ванька – Мокрый);
• Закрепить названия комнатных растений;
• Знать условия жизни этих растений;
• Систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях: их частях (корень, стебель, листья, цветок);
• Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями;
• Закрепить количественный и порядковый счет, знание геометрических фигур.
«Труд»
Публикация «Конспект НОД в средней группе по экологии с элементами труда „Наши зеленые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
• Формировать у детей определенные навыки: учить правильно держать лейку, вытирать пыль на крупных листьях влажной тряпочкой, мелкие опрыскивать из пульверизатора, с шероховатых сметать мягкой кисточкой, наполнять лейки заранее для отстаивания воды, затирать лужицы.
«Социализация»
• Развивать сотрудничество, умение слушать других детей во время беседы;
• Воспитывать ответственность за порученное дело;
• В игровой форме проверить ранее приобретенные знания о комнатных растениях: д/и «Составь картинку», д/и «Что изменилось?», д/и «Найди по образцу»;
• Воспитывать любовь к природе, окружающему миру, к прекрасному.
«Коммуникация»
• Развивать монологическую и диалогическую речь, умение точно выражать свои мысли;
• Развивать любознательность и самостоятельность.
«Чтение художественной литературы»
• Загадка о растениях;
«Физическая культура»
• Физминутка «Цветы».
«Музыка»
• Музыкальное сопровождение Приветствия и Физминутки.
Цель:
Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков экологически – ориентированной деятельности.
Оборудование:
Комнатные растения (Фикус, Хлорофитум, Герань, Бальзамин, инвентарь для ухода за растениями (лейки, пульверизаторы, кисточки, тряпочки, тазики с водой, фартуки, презентация «Комнатные растения», разрезные картинки «Составь растение», игрушка –персонаж Лунтик.
Предварительная работа:
Наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание корней; рассматривание листьев и стеблей у разных растений; обучение приемам ухода за различными растениями, труд в уголке природы.
Ход НОД.
Вводная часть:
1. Приветствие.
2. Загадка.
Основная часть:
3. Беседа о комнатных растениях.
4. Д/и «Составь картинку»
5. Знакомство с новым растением – Бальзамином
6. Физминутка «Цветы»
7. Д/и «Что изменилось?»
8. Труд (уход за комнатными растениями)
Заключительная часть:
9. Подведение итогов.
10. Рефлексия «Волшебный цветок».
1. Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, с гостями.
Здравствуй, здравствуй, взявшись за руки, пружинка
Здравствуй, друг! пожимают друг другу руки
Здравствуй, здравствуй, пружинка
Посмотри вокруг! поворачивают голову вправо - влево
Здравствуй, здравствуй, пружинка
Мне ты улыбнись! улыбаются друг - другу
Здравствуй, здравствуй, пружинка
Головкой поклонись! кланяются друг - другу
Дети садятся на стульчики.
2. Загадка.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку.
Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке,
И в парке, и в саду, и даже на пруду.
Поднимут настроение зеленые … (растения)
3. Беседа о комнатных растениях.
Воспитатель: Ребята, где мы встречаемся с растениями?
(На лугу, на клумбе, на даче, в поле, дома, в детском саду)
Для чего нужны растения?
(Чтобы было красиво, очищают воздух от пыли, дают кислород, которым дышат люди, хорощо пахнут, есть лекарственные растения и пр.)
А как называются растения, которые растут дома, в группе детского сада?
(Комнатные)
Чем же они отличаются от других растений, которые растут на улице?
(Они растут в комнате, в квартире, в группе, в цветочных горшках круглый год, за ними ухаживает человек)
Поднимите руки, у кого дома есть комнатные растения. Какие? А кто за ними ухаживает? А вы помогаете маме ухаживать за комнатными растениями? Как?
Раздается стук.
Воспитатель: Кто это там шумит, мешает нам?
Ребята, да это же Лунтик пришел к нам в гости. Лунтик, а что это у тебя?
Лунтик: Мне подарили красивый цветок, а ему у меня не понравилось, и я решил принести его вам в детский сад, ребята. Я вижу, что у вас много комнатных растений, и думаю, что моему цветочку будет лучше у вас.
Воспитатель: Лунтик, а почему же ты думаешь, что твоему цветочку не понравилось у тебя?
Лунтик: Он стал грустный, листочки завяли, цветочки опали…
Воспитатель: А где же он жил у тебя?
Лунтик: В моем домике под ведром. Меня так гусеницы научили Пупсень и Вупсень.
Воспитатель: Под ведром! Да ты что не знаешь, что необходимо растениям? Они ведь живые, как и мы с вами! Ребята, давайте вспомним, а заодно и Лунтик послушает, что нужно растениям, чтобы они себя хорошо чувствовали.
(Свет, тепло, вода, земля и воздух)
А теперь давайте посмотрим на экран и все хором повторим. Помощников растений пять – как пальцев на руке.
Презентация «Пять условий для жизни растений»
Воспитатель: Лунтик, у нас в группе тоже много растений, с некоторыми из них ребята уже знакомы. Дети, давайте вспомним их названия.
(Фикус, хлорофитум, герань)
Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает им и закрепляет названия комнатных растений.
Воспитатель: Скажите, что общего у этих растений?
(Они зеленого цвета, у них есть листики, корни, они живые, дышат, пьют)
А чем они отличаются?
(Фикус похож на дерево, Хлорофитум похож на травку, Герань – на кустик, у них разные листочки, у Герани есть цветы, сильный запах)
Давайте теперь рассмотрим, из чего состоит комнатное растение, назовем его основные части.
(Корень, стебель, листья, цветы бывают)
Показ презентации «Строение комнатного растения».
Воспитатель: Для чего нужны растению корни?
(Они добывают из почвы воду, питание, а еще корни удерживают растение в земле)
Для чего нужен стебель?
(На стебле растут листья, цветы, по стеблю в них поступают вода и питание из земли)
Для чего нужны листочки?
(Через листочки растение дышит и выделяет кислород, которым дышим мы)
А раз растения растут, дышат, пьют, питаются – значит они живые, как и мы с вами!
4. Д/и «Составь картинку»
А теперь мы с вами поиграем. Из отдельных частей нужно составить изображение комнатного растения. Выберем 2х человек, и посмотрим, кто из них быстрее это сделает. А мы будем за них «болеть» и помогать в случае необходимости.
5. Знакомство с новым растением – Бальзамином.
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу вас познакомить с новым комнатным растением. Это – Бальзамин. Его так же называют Ванька-Мокрый за то, что он очень любит пить воду. А за то, что у этого растения такие яркие цветы, иногда его называют Огонек. Давайте рассмотрим его получше.
В чем растет наш новый цветок? (В горшке, в земле)
Что находится в земле? (Корни)
Верно, в земле находятся корни, как и у всех других растений. Они удерживают Бальзамин в земле, а еще он корнями добывает воду и питание из почвы.
Покажите, пожалуйста, стебель у Бальзамина. Какой он по форме, по цвету?
(Прямой, зеленый)
Какого цвета листья у Бальзамина? А какой формы? Какой величины? Мелкие или крупные? (Зеленые, по форме похожи на овал, мелкие)
Сравните, что больше: ваши ладошки или листья Бальзамина?
(Сравнивают, выясняют, что листья Бальзамина меньше ладошки)
Какая поверхность у листьев: гладкая или шершавая?
(Можно осторожно погладить пальчиком)
Теперь покажите цветочки у Огонька. Какого они цвета? (Ярко - розовые)
6. Физминутка «Цветы»
Воспитатель: Ребята, давайте представим себя красивыми цветочками и сделаем специальную зарядку для цветов.
Говорит цветку цветок: Движения в соответствии со словами
«Подними свой лепесток.
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
7. Д/и «Что изменилось?»
Воспитатель: Сейчас мы опять будем играть. У меня на столе стоят растения. Сосчитайте, и скажите, сколько их? (Четыре)
Назовите растение, которое стоит первое по порядку (Фикус) Второе по порядку (Хлорофитум)Третье по порядку (Герань) Четвертое по порядку (Бальзамин).
А теперь скажите, каким по порядку стоит Бальзамин? Герань? Хлорофитум?
Фикус? (в обратном порядке)
А теперь я вас попрошу запомнить расположение растений и закрыть глаза.
Я поменяю растения местами, а вы откроете глаза и скажете, что изменилось, какие растения переставлены? Какими по порядку они были раньше, какими стали теперь? Только не подглядывать!
Играем 2-3 раза.
8. Труд (уход за комнатными растениями)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали, что Бальзамин или Ванька-Мокрый очень любит воду, да и другие растения без нее не обходятся. А еще от сухих листьев остается мусор, который нужно убирать, на листиках собирается пыль. Поэтому за растениями нужно ухаживать. Давайте подойдем поближе и посмотрим, какой уход требуется сейчас нашим растениям.
Какая у них земля в горшках? (Сухая)
Как вы догадались? (Серая, потрескавшаяся)
Что с ней нужно сделать? (Полить ее из лейки)
А почему у нас в лейках уже налита вода? (Цветы нужно поливать отстоявшейся водой комнатной температуры)
Теперь обратите внимание на листочки, какие они? (Пыльные)
Что мы будем использовать, чтобы убрать пыль с крупных, гладких листьев? (Влажную тряпочку)
Правильно, листья Фикуса можно протереть влажной тряпочкой. А листья Хлорофитума можно протирать? (Нет)
А как нам удалить с них пыль? (Опрыскать из пульверизатора) Верно.
А вот мягкие, ароматные листья Герани нельзя ни протирать, ни опрыскивать. С них будем удалять пыль мягкой кисточкой.
А чтобы не намочить и не запачкать одежду, нужно всем надеть фартуки.
Мы сейчас должны разделиться на группы, чтобы помочь нашим растениям.
Я приготовила значки с изображением комнатных растений, за которыми мы будем ухаживать. А вы должны будете отыскать тот цветок, который вам достанется.
Д/и «Найди такой же»
Воспитатель руководит трудом детей, напоминает приемы работы по уходу за растениями.
Воспитатель: Ребята, теперь наши растения чувствуют себя хорошо.
Вы молодцы!
Лунтик, ты теперь знаешь, как ухаживать за своим цветочком?
Лунтик: Да, спасибо вам ребята! Можно я заберу свое растение назад домой? Теперь я буду правильно за ним ухаживать. А вредных Вупсеня с Пупсенем слушать не буду! До свидания, ребята!
9. Подведение итогов.
Сегодня мы вами много говорили о комнатных растениях. Повторили условия необходимые для их роста, вспомнили части растений. Хорошо потрудились для того, чтобы наши цветы стали чистые и довольные. А главное, вы поняли, что растения живые, и к ним нужно относиться, как к живым существам.
10. Рефлексия «Волшебный цветок».
Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите, пожалуйста, на растение, изображенное на доске, красные цветы. А если вам было скучно – желтые. Мне очень приятно, что вы не скучали!