Наталья Караваева
Конспект НОД в средней группе по русской народной сказке «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, через сказку «Заюшкина избушка»; развивать исследовательскую деятельность детей.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
Публикация «Конспект НОД в средней группе по русской народной сказке „Заюшкина избушка“ с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
2. Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, ассоциативное мышление.
3. Закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках; помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
4. Обогащать словарь; развивать связную речь; продолжать формировать умение детей отгадывать загадки; продолжать воспитывать отзывчивость у детей, упражнять в умении сопереживать и понимать героев сказки; воспитывать любовь к народному творчеству.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к ней, просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; разучивание стихотворений, загадок про птиц и животных.
Материалы и оборудование: разрезные картинки по сказке «Заюшкина избушка»; элементы декораций к сказке «Заюшкина избушка»; колокольчик; дорожка со следами зайца; ширма-домик; куклы зайца и лисы; домик из бумаги, снежный домик, деревянные брусочки, 3 подноса, 3 лейки, блюдца; цветные модули; шапочки персонажей сказки; картинки берлоги, норок лисы, зайца, курятника; стулья – пенёчки по количеству детей; книги со сказками.
Ход НОД:
I. Организационный момент (2-3 мин)
Дети заходят в зал, становятся в круг. (воспитатель в роли Феи)
Фея:
- Ребята, здравствуйте! А вы любите сказки? Дети: Да. Фея: - Я тоже! И поэтому, сегодня я Фея сказки! Я предлагаю вам отправиться в путешествие не простое, а волшебное! А поможет нам попасть туда мой волшебный колокольчик. Закройте глаза.
- Колокольчик зазвени. (Звенит колокольчик) В сказку нас перенеси! По волшебному пути в сказку можем мы войти.
II. Основная часть
Фея обращает внимание на следы:
- Ой, ребята, смотрите, кто-то раньше нас пробежал в страну Сказок. Вы здесь никого не видели? (Нет)
- Интересно, ну, а это кто здесь наследил?
Всех боится он в лесу: Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами? (Заяц)
- Вот он наш зайчик! (Показывает игрушку зайца). Какого цвета зайчик? Почему он белый? (Предположения ребят)
- Правильно, наступила зима, и зайчик поменял свою шубку. Давайте отправимся по его следам, только не забываем, что мы стали зайчиками. Дети под музыку друг за другом прыгают на двух ногах по следам зайца. Следы зайца приводят к дому. Фея, показывая на домик:
- Вот это да! Ребята, смотрите, следы привели к домику. Как вы думаете, кто в нём живёт и почему? (Дети рассуждают)
- Правильно, там живёт заяц! А мы с вами попали в сказку «Заюшкина избушка». Я вас приглашаю отдохнуть и присесть на волшебные пенёчки. (Дети садятся на стульчики)
Фея: - Сказка начинается! Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна- красна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала! Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу - собака:
Собака: - Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?
Зайка: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала!
Собака: - Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Фея: - Подошли они к избушке, собака забрехала:
Собака: - Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
Фея: - А лиса им с печи: Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Фея: - Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу - медведь:
Медведь: - О чём, зайчик, плачешь?
Зайчик: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!
Медведь: - Не плачь! Я твоему горю помогу!
Зайчик: - Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать!
Медведь: - Нет, выгоню!
Фея: - Подошли они к избушке, медведь как закричит:
Медведь: - Поди, лиса, вон!
Фея: - А лиса им с печи:
Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Фея: - Медведь испугался и убежал.
Фея: - Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу - петух с косой:
Петух: - Ку-ка-ре-ку! O чём, зайчик, плачешь?
Зайчик: - Как же мне не плакать? была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
Петух: - Пойдём, я твоему горю помогу!
Зайчик: - Нет, петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!
Петух: - Нет, выгоню!
Фея: - Подошли они к избушке, петух лапками затопал, крыльями забил.
Петух: - Кукареку -у! Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!
Лиса: - Обуваюсь!
Фея: - Петух опять говорит.
Петух: - Иду на пятах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!
Фея: - Лиса опять говорит:
Лиса: - Одеваюсь!
Фея: - Петух в третий раз:
Петух: - Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах.
Фея: - Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой - её и след простыл! И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.
(на полянке появляется лиса)
Фея: Лиса, а ты зачем опять вернулась?
Лиса: - Я так больше не буду!
Фея: - Простим её ребята?
Лиса: - Но где, же мне жить? Моя избушка растаяла… (плачет)
Фея: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы построим тебе новый дом! Правда, ребята? Фея приглашает ребят подойти к себе. Дети вместе с Феей выполняют физминутку.
Физминутка: «Я хочу построить дом» Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Молодцы! А как вы думаете, какой мы дом построили? Настоящий или воображаемый? (Это дом не настоящий, мы его нарисовали в воздухе. Это дом нашей мечты,воздушный).
- А чтоб построить настоящий дом для Лисы, нужно выбрать подходящий материал.
Проходите, здесь у нас 3 полянки.
Первая полянка «Бумажная», на ней всё делается из бумаги. Вторая полянка «Снежная», на этой полянке всё сделано из снега и льда, и третья полянка «Деревянная», здесь всё сделано из дерева.
1 полянка «Бумажная»
(На столе поднос, на нём домик из бумаги, лист бумаги, блюдечко со смоченной бумагой, лейка)
Фея: - Ребята, из чего этот дом? (Из бумаги)
- Значит он какой? (Бумажный)
- Как вы думаете, что будет, с таким бумажным домиком, если вдруг подует сильный ветер? Давайте проверим, подуем на него! Что случилось? Бумага лёгкая или тяжёлая? (Лёгкая как пушинка) А если вдруг пойдёт дождик? (Льёт из лейки на бумажный дом). Что случилось с бумагой? (Намокла) Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить Лисичке в таком доме? (Нет) Почему? (Бумага не прочная, мокнет, такой домик унесёт ветер)
2 полянка «Снежная»
(На столе поднос, на нём домики из снега, снег, лейка)
Фея: - Как вы думаете, из чего этот домик? (Из снега)
- Значит он какой? (Снежный) Представляете, какой красивый домик можно построить из снега (Демонстрирует дом). Потрогайте его, какой он на ощупь? (Холодный)
- Давайте проверим, что будет с домиком изо льда, если подует ветер? (Вместе дуют, ничего не происходит).
- Никакой ветер не страшен такому дому! А что с ним будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (Поливает лейкой снег, даёт полить детям). Что случится тогда? (Дом растает). Пойдёт такой материал для строительства дома, для Лисы? (Нет, не пойдёт такой материал, дом может растаять, он холодный)
3 полянка «Деревянная»
(На столе поднос, на нём домики из деревянных кубиков, лейка)
Фея: - Из какого материала изготовлен этот дом? (Из дерева). Значит, домик какой? (Деревянный).
Можно ли, Лисе жить в таком доме? Давайте проверим. Страшен ли ему ветер? (Дети дуют, ничего не происходит) Почему? (Дерево прочное). А сейчас, сожмите в кулачке деревянный брусок и определите холодное дерево или тёплое? (Тёплое) А если вдруг пойдёт дождь? (Поливают из лейки) Подходит дерево для строительства дома? (Да, дерево прочное, тёплое, ему не страшен ни дождь, ни ветер)
Фея: Молодцы, поэкспериментировали на наших волшебных полянках. Из каких материалов мы пытались построить дом? Перечислите, дети!
- Молодцы! Какой материал подходит для нашего дома? Почему? (Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым).
Фея проводит детей по полянкам ещё раз, закрепляет:
- Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Ледяная избушка, как в сказке у Лисы растаяла. А деревянная избушка, лубяная, как стояла, так и стоит по-старому.
- Ребята, а у нас в сказочном лесу есть разноцветные модули, давайте из них, построим дом для Лисы!
(Конструирование из модулей дома под музыку).
- Молодцы! Какой у нас дом получился? (Ответы детей). Теперь в этом доме будет жить Лиса из сказки! (Фея сажает игрушку лисы в дом). Вот мы и помирили Зайчика с Лисичкой! Славно потрудились! Но как говорится в пословице: кончил дело: гуляй смело! Теперь мы будем играть! Вышли дружно на лужок, встали в маленький кружок. Были мы ребятами, были и зверятами.
- Ребята, это в сказке Лисичка и Зайчик живут в домах. А в природе, где живут животные и птицы? (Ответы детей, Фея показывает картинки берлоги, норы, курятника и раскладывает их на полу).
Поиграем в игру «Найди свой домик». Пока я звоню в свой колокольчик, звери и птицы бегают, летают по полянке. Как только перестанет звенеть колокольчик, они находят свои дома! (Дети играют).
-А теперь проверим, правильно ли звери и птицы нашли свои дома? Педагог ещё раз закрепляет, что медведь живёт в берлоге, лиса и заяц - в норах, а петух - в курятнике. Молодцы!
III. Рефлексия
Фея: Дети, вам понравилось путешествие в сказку?
- Из какой сказки были зайка, лисичка, мишка, петушок?
- Ребята, мы сегодня сделали хорошее дело, какое? (Ответы).
А сейчас нам пора возвращаться. Закройте глаза. Колокольчик зазвени, нас в детский сад скорей верни. Откройте глаза! Ой, ребята, смотрите, что это там спрятано за сугробом?
Лиса: Ребята, это я приготовила для Вас сюрприз. Вы не оставили меня в беде и помогли мне построить домик.
(Дети смотрят: в мешке книжки со сказками). Я хочу, чтоб Вы ещё и с другими сказками познакомились! Пусть сказки живут в Вашей группе!