Ольга Николаева
Конспект НОД в средней группе «Строительство улицы по схеме»
▼ Скачать + Заказать документы
по программе «Детский сад — Дом радости» Крыловой Н. М
Тема: «Строительство улицы по схеме»
Программное содержание:
1. Учить планировать будущую коллективную постройку улицы на основе схемы, нарисованной воспитателем;
2. Содействовать умению находить место конструкции в пространстве на заданном поле (ковер);
3. Содействовать развитию самостоятельности и творчества;
4. Содействовать воспитанию коллективных взаимоотношений между сверстниками.
Предварительная работа:
• Рассматривание картинок улиц, зданий разного назначения;
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Строительство улицы по схеме“» размещена в разделах
• Строительство разных зданий;
• Знакомство с условными обозначениями плана;
- Рисование плана воспитателем с участием детей, работа по плану;
Материал: Конструктор деревянный напольный, полоски ткани для обозначения дороги, тротуаров, деревья, фонари, клумбы, матрешки, машинки.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, скажите как называется поселок, в котором мы живем.
Дети: Мы живем в поселке Комсомольский.
Воспитатель: А кто назовет номер дома и квартиры, в которой живет? (Дети называют).
Воспитатель: Молодцы, ребята, многие знают свой адрес.
Воспитатель: Ребята, мы с вами недавно говорили о жилых и нежилых домах. Дома, в которых живут люди называются…
Дети: жилыми домами.
Воспитатель: А нежилые дома, это какие дома?
Дети: Это дома, в которых люди не живут.
Воспитатель: Назовите нежилые здания.
Дети: Магазин, школа, кинотеатр, детский сад, храм, рынок…
Воспитатель: Скажите, а кто строит здания?
Дети: Строители
Воспитатель: Верно, строители строят разные здания, сооружения. А кто их придумывает?
Дети: Архитектор
Воспитатель: Правильно. Архитектор – это человек, который сам придумывает постройку, делает чертежи, макет и потом строители строят эти здания
Ребята, есть правила - законы архитектуры, которые сформулировал древнеримский архитектор Витрувий в трё х словах: полезность, прочность, красота.
ПОЛЕЗНОСТЬ – постройки могут быть разного назначения: для человека – жилые дома и не жилые.
КРАСОТА – постройка должна быть красивой по формам и цвету.
ПРОЧНОСТЬ – постройка будет прочной, если строить её, соблюдая определённые правила.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли матрешки, но они какие то- грустные. Давайте, мы их спросим «Что у вас случилось?»
Матрешки: Мы слышали, что ваши ребята живут в домах, в квартирах, а нам негде жить, а так хочется иметь свое комфортное жилье!
Воспитатель: Ребята, как же им помочь? (Надо построить) Матрешки, не волнуйтесь, мы о вас позаботимся, мы построим для вас дома.
Матрешка: Я хочу жить в двухэтажном доме. А я в одноэтажном. А я в двухквартирном. А я хочу работать в магазине. А я в детском саду.
Воспитатель: Значит, нам надо построить разные дома. Справимся?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, послушайте, что-то матрешки беспокоятся.
Матрешка: Хорошо, дома вы построите, но как же я привезу продукты в магазин, машина не проедет!
Матрешка: А я куплю мебель, захочу въехать в дом., где же машина проедет?
Воспитатель: Ребята, и правда. Дорог то нет. Первое, что нужно сделать – это проложить дороги. А потом – дома. И получится - УЛИЦА. (Работа с картинками).
Улица — ряд домов разного назначения, соединенных между собой дорогой. Дорога для машин — ЭТО ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, а дорога для пешеходов — это ТРОТУАРЫ.
Воспитатель: Да, ребята, про дороги мы забыли. Хорошо матрешки нам напомнили. Просто так улицу не построишь. Обязательно что-то забудется. Давайте я сейчас стану архитектором, а вы будете моими помощниками, и мы вместе нарисуем план постройки.
-Проезжая часть пройдет в центре.
-Рядом пройдут тротуары.
- А вдоль тротуаров пойдут газоны. Как узнать, где тротуар, а где газон?
- Обозначим газон (Прямоугольники)
- А где же будут дома? С одной стороны дороги будут дома и с другой стороны дороги будут дома.
- Магазин нужно поставить в середине, чтобы никому не было далеко ходить (Посредине) тогда всем удобно будет ходить? А что будут покупать жители? (Хлеб, молоко, конфеты). На магазине, предлагаю нарисовать. булочку. Будет сразу понятно, что здесь продаются продукты.
- А детский сад построим рядышком, только на другой стороне. Как можно назвать детский сад? (Сказка, солнышко, ручеек и пр). Давайте назовем «Солнышко». И на схеме здания нарисуем солнышко.
- Ребята, а чтобы из магазина пройти в детский сад, нужно будет перейти улицу. Давайте сделаем ПЕРЕХОД, поставим светофор. Матрешкам будет очень удобно. Итак, детский сад есть, магазин есть.
- А теперь рядом расположим жилые дома. Это…
Дети: одноэтажный дом.
Воспитатель: А это?
Дети: Двухэтажный.
Воспитатель: А это?
Дети: Одноэтажный двухквартирный.
Воспитатель: А это?
Дети: Двухэтажный с балконом.
Воспитатель: Что сделаем, чтобы было светло?
Дети: Установим фонари.
Воспитатель: А где фонари нужно ставить возле деревьев или домов?
Дети: Возле домов.
Воспитатель: А где же мы будем строить?
Дети: На ковре!
Итак, ребята, (Методика 5 пальцев)
1. О замысле. Что мы решили построить (Улицу) Для кого? (Для матрешек)
2. О материале. Из чего будем строить?
3. Об инструментах. Чем будем строить? (Руками, а думать будем головой.)
4. О последовательности возведения конструкции. Что сначала положим, что потом…По порядку
5. О результате. И если постараемся, что получим в результате? (Красивую удобную улицу с полезными, красивыми, прочными жилыми и нежилыми домами)
Воспитатель: А чтобы здания были прочными какие правила мы должны соблюдать?
Дети: 1. Все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу.
2. Фундамент, первый этаж, нужно делать прочным, а каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде.
3. Все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон кубиками, призмами, кирпичиками и др.) «завалинками».
4. Пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями, и придавить её сверху какой-нибудь другой деталью.
5. Второй ряд деталей укладывается как на ступеньках лесенки – поперёк.
6. Стык деталей нужно укрепить, придавив другой деталью
Воспитатель: Итак, пришло время строительства улицы.
(Держать схему над ковром. Все дети стоят с одной стороны, где идет определение места домов)
Воспитатель: Ребята, определим, где у нас правая сторона ковра, где левая, где верхняя часть, где нижняя часть ковра)
Воспитатель: С чего начнем? (С дорог) Правильно.
Кто будет строить дорогу? Вероника и Артем кладите дорогу.
Воспитатель: Как называются эти узкие дорожки? (Тротуары). Глеб и Арина, сумеете? Кладите.
Воспитатель: Давайте договоримся, кто и что будет строить. Строить будем парами. Определитесь, кто с кем будет строить. Итак, кто будет строить магазин? Вставайте на место, где будет магазин. Кто будет строить детский сад? Вставайте на место постройки детского сада и т. д.
Педагог подписывает на схеме имена детей.
Строительство зданий.
Воспитатель: Детям, которые окончили свою постройку, предлагает.
- А пешеходный переход еще не построили. Обращается к ребенку. Сможешь сделать? Про светофор не забудь.
-А вот деревья (показывает на схему) ещё не сажали. Обращается к ребенку. Посадишь деревья?
- А вот газоны? (показывает) Посадишь?
-Что сделаем, чтобы было светло? (Поставим фонари) Обращается к ребенку. Поставишь фонари?
- А если захочется посидеть, скамеек то нет. Поставишь?
- Возле детского сада качели нужно поставить, вот ребятишки то порадуются…
Аналогично о песочницах, клумбах и пр.
Воспитатель: Построили дорогу, сделали тротуар, пешеходный переход, посадили газон с цветами, деревьями, установили фонари, светофор…
По окончании строительства все дети собрались вдоль ковра.
Воспитатель: Получилось ли по задумке?
(совместный анализ)
Воспитатель: Какие получились дома? (Удобные, прочные, полезные, красивые)
-Удобно ли в них будет жить?
- Удобно ли к дому подходить? (Удобно)
- Удобно подойти к большой дороге? (Показываете на постройке переход)
- Днем-то удобно. А вечером? (Удобно, горят фонари)
- А красиво возле домов (Красиво, разбиты клумбы…
Воспитатель: Молодцы, вы построили замечательную улицу, на которой расположены очень красивые и удобные дома! Сделали доброе дело!
А строили ВМЕСТЕ, ДРУЖНО! Недаром в народе говорят «Где дружба прочна, там хорошо идут дела». Вот как хорошо по задумке мы построили. Итак, мы построили улицу. Для кого?
Дети: Для матрешек.
Воспитатель: Берите матрешек и показывайте им улицу, дома. Не забудьте спросить, удобно ли? Нравится?
Обыгрывание постройки.