Александра Коростелёва
Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к русским народным традициям и быту
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у тетушки Варвары»
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с устройством русской избы;
• познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;
Публикация «Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к русским народным традициям и быту» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Развивающие:
• развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;
• развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с соленым тестом, лепить баранки;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,
• воспитывать трудолюбие.
Оборудование:
• «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.);
• дидактическая игра «Что было, что стало»;
• русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Методы и приемы:
• Наглядные (рассматривание макета избы, рассматривание предметов народного быта)
• Словесные (беседа, рассказ)
• Практические (лепка баранок)
• Игровые (физминутка, игра с бубном)
Демонстрационный и раздаточный материал: макет русской избы, макет русской печи, соленое тесто, доски для лепки, салфетки.
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами : горница, изба, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.
Ожидаемый результат. Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
Ход занятия.
1) Организационный момент (игровая мотивация).
Дети встают в круг
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-А что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей). Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в интересное путешествие, в старинную избу. Основная часть:
Предполагаемые ответы детей : Это дом.
Воспитатель: Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой?
Предполагаемые ответы детей : Деревянный.
Воспитатель: Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. (Дети рассматривают макет избы)
Воспитатель: Посмотрите на убранство дома, что это лежит на полу?
Предполагаемые ответы детей : Коврик
Воспитатель: Это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он?
Предполагаемые ответы детей : Красивый, на нем разноцветные полоски.
Воспитатель: Как вы думаете, а для чего использовали половики?
Предполагаемые ответы детей : Стелили на пол чтобы было тепло.
Воспитатель: Их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.
2) Основная часть.
Воспитатель: Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.
Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет!
Дети: это печка.
(дети рассматривают макет печи)
Воспитатель: Что в избе - самое главное?
Предполагаемые ответы детей : (печь)
Воспитатель: Без неё в избе жить невозможно. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей : в печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Правильно, дети! А теперь послушайте ещё загадку.
У него четыре ножки, а на нем — тарелки, ложки. Села ужинать семья: Мама, папа, брат и я…
Дети: это стол.
Воспитатель: В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.
Посмотрите на стол в моей избе. Подойдите к столу. Рассмотрим посуду.
Какая она?
Предполагаемые ответы детей : красивая, золотая, на ней узоры.
Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?
Предполагаемые ответы детей : - Чугунок.
Воспитатель: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки.
Чугунок был незаменим в хозяйстве. Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А чтобы достать чугунок из печки нужен другой помощник! Послушайте загадку:
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает;
Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт.
Предполагаемые ответы детей : Ухват.
Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Воспитатель: Затем чугунок с пищей ставили на стол, и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду.
Дети рассматривают рушник и выражают свои эмоции.
Воспитатель: Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
(Рассматривание деревянных ложек.)
- Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок- прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделке. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал»
Физкультминутка:
-В старину много работали и мужчины, и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
Воспитатель: Приглашаю вас ребята поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?
- Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
Предполагаемые ответы детей : Самовар.
Воспитатель: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться.
Игра " Веселый бубен"
" Ты катись веселый бубен, дружно, дружно по рукам,
У кого остался бубен, тот в кругу станцует нам"
(Дети садятся за столы, им раздается по куску соленого теста.)
- Ребята, кто мне напомнит, как лепить бараночки?
Дети говорят, что надо тесто разделить на две части. Затем берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень.
Воспитатель: -Вот какие красивые получились бараночки.
3) Заключительная часть (анализ НОД)
Воспитатель: Играми да плясками сыт не будешь! Наш русский народ славится гостеприимством да угощением знатным!
Я иду, иду, иду
Самовар в руке несу.
Самовар в руке несу,
Прибауточку пою.
Тары, тары, тары, бары
Выпьем чай из самовара.
С пирогами, ватрушками
И с блинами вкусными!
Хлебом, солью привечаем
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том, о сем!
Воспитатель: Понравилось ли вам, ребятки, в гостях?
А куда я вас приглашала? А как называется комната, в которой вы были?
А без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?
Воспитатель: Молодцы, ребята!