Колоскова Ирина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория Шарика-Смешарика» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности
Лаборатория Шарика- Смешарика
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе
экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
•Уточнить и расширить знания детей о воздухе.
•Познакомить со свойствами воздуха (не видим, не имеет запаха, может передвигаться и т. д.)и способами его обнаружения
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Лаборатория Шарика-Смешарика“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
. •Формировать представление детей о значении воздуха для человека.
•Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Развивающие:
•Развивать познавательную активность в процессе
экспериментирования
•Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, кусок полиэтиленовой плёнки, гуашь, кисти, салфетки,
Ход занятия
Дети стоят полукругом
Воспитатель : Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы мне отгадайте про что:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Посмотрите, что находится вокруг нас? (столы, стулья, и т. д.). Подойдите к столу и возьмите по 1листку бумаги,помашем им перед собой. Что вы почувствовали? (ветерок). Как ветерок возникает? (это движется воздух). Ребята, что же находится вокруг нас? (воздух).
Звучит музыка ветра.
Воспитатель: Ребята, кого это к нам ветром принесло (вносит «наряженный» воздушный шарик.)
Воспитатель: к нам в гости прилетел воздушный шарик. Знакомьтесь! Его зовут Шарик-Смешарик.
Воспитатель: посмотрите какой шарик красивый. Расскажите, какой он? (веселый, круглый, легкий, воздушный, резиновый).
Смешарик прилетел нас пригласить к себе в лабораторию. А что такое лаборатория? Может кто то знает? (это помещение, где проводят разные опыты). И мы с вами будем делать опыты, как настоящие учёные. В лаборатории надо соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Лаборатория не простая, а чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за Шариком :
Хлопни, топни, повернись
И в учёных превратись!
Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!
А чтобы воздух увидеть, его надо поймать.
. Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
На отдельном столе лежат пакеты.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, лёгкие
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно, мы наполнили пакет воздухом и увидели его.
А может можно обойтись без воздуха? Зачем он нужен?
Опыт 2. «Не дышу».
Воспитатель: Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать)
Воспитатель: Какое было желание? (ответы детей).
Значит, для чего нужен воздух (чтобы дышать).Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
Кому нужен воздух и кто не может жить без воздуха? (люди, животные, растения, насекомые).
Воспитатель: Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна
Воспитатель: А как вы думаете, воздух есть внутри нас? Давайте, ребята, проверим. (дети проходят к столам).
Опыт 3. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Загадка про парашют.
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился…. (парашют)
-Вы знаете, кто такие парашютисты? (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
-Посмотрите, какой большой у меня парашют! Он какой? Лёгкий, воздушный, воздуху послушный!
-Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края материи)
Игра с воздухом «Парашют».
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
-Понравилось вам играть с воздухом?
Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? А с салфеткой видно?
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: Возьмите салфетку и тихонько подуйте. Заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок.
В лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Игра с корабликами.
Воспитатель: присаживайтесь за свои рабочие места. Давайте устроим тихий лёгкий ветерок.
А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее.
Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Теперь мы с вами попробуем ещё один опыт.
Опыт 6. Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки. Нижний конец трубочки направляем в центр капли, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Вот мы и побывали в лаборатории у Шарика-Смешарика.
Давайте вспомним: какой воздух?- бесцветный, поэтому мы его не видим.
Как можно увидеть воздух?-его надо поймать;
Где находится воздух?- даже внутри людей;
Что такое ветер? – это движение воздуха
Кому на земле необходим воздух? - людям, и животным, и растениям! Без воздуха все могут погибнуть
Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
И в детишек превратись!
А Шарик -Смешарик дарит вам за труды воздушные шарики.