Инна Колесникова
Конспект НОД в подготовительной группе «Сказки в творчестве композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
М. р. : Здравствуйте ребята,
Дети: Здравствуйте.
М. р. : Я очень рада приветствовать вас на музыкальном занятии. А какое у вас настроение?
Дети: Хорошее.
М. р. : Я вижу это по вашим улыбкам, как у вас горят глаза, потому что вам наверно интересно, что же сегодня будет происходить. Правда ребята?
Темочки:
- Композиторы и музыкальные произведения для детей
- Композиторы, детям о композиторах. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
На этом занятии мы побываем в удивительной стране сказок, где есть волшебство и коварство, добро и зло, и конечно же всегда добро побеждает зло. Все вы любите смотреть сказки? (да)
А кто сочиняет сказки? (писатели)
А музыку? (композиторы)
А как вы думаете, композиторы могли любить сказки? Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если быть внимательными, можно услышать, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой, и какие там герои – злые, коварные, или, наоборот добрые и смелые.
Мы с вами на музыкальных занятиях знакомились с творчеством разных композиторов. Посмотрите, на экране расположены портреты. Эти портреты выдающихся композиторов. Я вижу, вы многих знаете. А скажите и покажите на каком портрете изображён Пётр Ильич Чайковский?
Дети показывают.
Правильно. П. И. Чайковский написал много пьес, балетов. А какие вы помните музыкальные произведения П. И. Чайковского с которыми мы уже познакомились?
Дети: Лебединое озеро, Щелкунчик, детский альбом, Времена года. А какие Времена года мы с вами уже слушали?
Дети: октябрь, Ноябрь.
Ребята, во многих городах, таких как Москва, Санкт – Петербург, Ростов на Дону есть театры опера и балета. А вы бы хотели попасть в театр?
Дети: Да
И я бы хотела туда попасть. Итак, мы начинаем наше сказочное путешествие по замечательным музыкальным страницам великих композиторов. А поможет мне в этом, сейчас вы узнаете что. Это музыкальная шкатулка. Закройте глаза, и не открывайте, пока не замолчит музыка. Вот мы с вами и попали в мир музыки, в театр, проходите и присаживайтесь на места. Посмотрите, где мы находимся. Мы с вами находимся у театра оперы и балета. Посмотрите, какое красивое здание, с большими колоннами, театр начинается с фойе, здесь люди встречаются, раздеваются, общаются. Посмотрите, какая красивая лестница, поднимаемся по ступенькам и вот мы в зрительном зале. Сегодня в театре идёт великолепная постановка сказки «Щелкунчик» написанная на музыку П. И. Чайковского. Ребята, а скажите, вы знаете сказку Щелкунчик?
Дети: Да, мы смотрели в муз. зале мультфильм.
М. Р. : А вы хотите превратиться в главных героев? Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрыть свои творческие способности в танцевальной
импровизации под музыку из балета «Щелкунчик» (Видеозапись «танец пастушков»)
А поможет в этом нам музыка написанная Чайковским к сказке Щелкунчик. Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы своей мимикой, движениями, жестами, будете показывать нам её. Проходите располагайтесь, будьте внимательными. Сказка начинается.
«За окном кружатся снежинки, в зале вокруг ёлки танцуют дети, вдруг появился волшебник, он принёс Маше игрушку, которая может щёлкать орешки, Маша обрадовалась, взяла игрушку, начала кружиться, веселиться, радоваться. Но вдруг к ней подошёл младший брат, взял игрушку и поломал. Маша расстроилась, всплакнула. Наступил вечер, гости разошлись по спальням и легли спать. Но только Маше не спится, она вернулась назад тихонечко в зал, и увидела как на ёлке ожили игрушки, они спрыгнули с неё, и стали расти. Маша удивилась этому и начала с игрушками танцевать, кружиться, веселиться. И вдруг появился мышиный король, вместе со своим мышиным войском, они начали наступать на Машу. Маша испугалась, присела, закрыла глазки, но вдруг появился Щелкунчик, он достал свою саблю и начал наступать на мышиное войско, и войско быстро отступило. Щелкунчик подошёл к Маше, взял её за руку и они полетели. Прилетели они в сказочную страну, встретила их Фея драже и вдруг произошло чудо. Щелкунчик превратился в принца. Вот и закончился наш рассказ.»
М. Р. : Подходите ко мне ребята, мне очень понравилось как вы эмоционально показали главных героев сказки «Щелкунчик». Сейчас вы были великолепными артистами балета. А сейчас я приглашаю вас послушать ещё музыку. Присаживайтесь на стульчики. Но для начала вам нужно снова обратить своё внимание на композиторов, кто вам ещё знаком?
Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков
М. Р. : Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков — композитор-сказочник, его оперы написаны на сюжеты русских сказок и былин. Какие произведения были написаны этим композитором?
Дети: Кащей Бессмертный, Золотой петушок, Снегурочка, Сказка о царе Салтане.
М. Р. : Мы остановимся на музыкальной сказке «Сказка о царе Салтане».
А как по-другому называется музыкальная сказка?
Дети: опера.
М. р. : Что такое опера?
Дети: музыкальный спектакль, где люди поют.
М. Р. : Назовите пожалуйста «Три чуда" из оперы Н. А. Римского – Корсакова "Сказка о царе Салтане".
Дети: Музыка белочки - звучит легко, высоко, негромко.
Музыка богатырей - тяжело, низко, громко.
Музыка Царевны Лебедь – нежно, красиво, мелодично.
М. Р. : Я сегодня предлагаю вам, ребята, оркестровать фрагмент одного из трех чудес.
оркестр на мел. рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде!»
М. Р. : Молодцы ребята, присаживайтесь. Сейчас я предлагаю вновь обратить внимание на экран. И посмотреть с какими вы ещё знакомы композиторами.
Дети: Модест Петрович Мусоргский.
М. Р. : По вечерам он приходил к своей няне и слушал ее интересные сказки. Прошло время, и маленький мальчик стал великим русским композитором. Но он так и не забыл сказок своей няни.
Однажды он посетил выставку картин своего друга-художника и увидел картину с изображением часов «Избушка на курьих ножках».
Конечно, композитор вспомнил нянины сказки и захотел, чтобы люди всего мира услышали фантастическую историю про избушку на курьих ножках. А вот как же можно назвать эту пьесу еще?
М. р. : Да, второе название этой пьесы – «Баба Яга».
Предлагаю вам отправиться в сказочный лес Бабы Яги и не только послушать музыкальное произведение, но и посмотреть мультфильм. А так как путь не близкий, предлагаю полететь в сказочный лес.
Дети выполняют движения, стоя у стульчиков по ходу текста.
Физкультминутка:
Полетели, полетели / Выполняют маховые движения руками
В лес дремучий прилетели / Руки постепенно вверх и вниз
В том лесу стоит избушка / Изображают крышу
А в избушке той – старушка / Показывают завязывание платочка
Очень злющая она /Топают сердито ногой
У нее одна нога / Прыгают на одной ноге.
Садятся на места.
Просмотр фрагмента мультфильма «Избушка на курьих ножках» на музыку М. П. Мусоргского.
М. р. : Ребята, вам понравилась музыка? А какая она по характеру?
Дети: Сердитая, грозная, злая, сказочная, фантастическая.
М. р. : Всегда ли она звучит одинаково
Дети: Нет, сначала грозно, громко, а потом таинственно, тихо. Затем опять громко.
М. р. : Итак, сколько частей в музыкальном произведении?
Дети: Три
М. р. : Вот вы сказали, что Баба Яга злая, сердитая! А как вы думаете, почему она такая?
Дети: Потому что живет в лесу совсем одна
М. р. : Давайте в заключение нашего занятия распоемся под интересную распевку «Баба Яга»
Распевка «Баба Яга»
М. р. : Вот и подошло к концу наше необычное музыкальное занятие. Что вы сегодня узнали нового? С какими композиторами познакомились? Как называются произведения?
Ответы детей. Дети выходят из музыкального зала под музыку М. П. Мусоргского.