Римма Карагозян
Конспект НОД в подготовительной группе «Вежливые слова»
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Тема: «Волшебные слова»
Задачи:
1. Учить детей поддерживать диалог.
2. Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова.
3. Учить детей употреблять в речи сложные формы предложения, подбирать, подходящие по смыслу, окончание фраз.
4. Работать над выразительностью речи.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Вежливые слова“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
5. Расширение знаний о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь дошкольников. Воспитывать бережное отношение к речи и к русскому языку.
Оборудование: Карточки с загадками. Выставка книг Б. Заходер «Очень вежливый индюк». В. Осеевой «Волшебные слова». С. Я. Маршак «Урок вежливости». Кукла Незнайка.
Ход занятия.
Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он не знает волшебных слов. Поэтому ему очень грустно, но ему очень хочется узнать эти слова.
- А вы знаете эти слова? Поможете Незнайке?
Ответы детей: - (Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день, доброе утро.)
Воспитатель:- Произнося слово, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным.
Послушайте, как сказано об этом в одном из стихотворений. Подумайте, как можно его озаглавить.
(Чтение стихотворения)
(В. Корхин «Доброе утро»).
Солнышко ясное встало
- Доброе утро! Сказало.
- Доброе утро!-
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
- Доброе утро!-
В ответ
Мне улыбнулся сосед
- Доброе утро!-
Повсюду я слышу
Я слышу и вижу
В глазах у девчонок
В глазах у мальчишек
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
А без солнца темно
- Доброе утро
Друзья, все равно
- Доброе утро
И в холод и в град
- Доброе утро!
Не зря говорят
- Доброе утро
Велит быть добрей,
Ясней и упорней и веселей.
Придумано щедро;
- Доброе утро!
- Ребята, как же можно озаглавить это стихотворение?
Дети: («Доброе утро»).
Решение задач.
Воспитатель: - А сейчас решим все вместе такую задачу: «Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие?
Дети: - Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?
Воспитатель:- Молодцы! Эту задачку вы решили правильно. Послушайте следующую задачку: «По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве?- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель, три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил.
- Какие это правила?
Дети:- Мальчик должен был вежливо обратиться к прохожему, так как он пожилого возраста и помочь поднять книгу.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Очень вежливый индюк»
Воспитатель:- Задачки решили правильно. Послушайте стихотворение Б. Заходера и ответьте на вопрос: «Почему не шли друзья в гости к индюку?»
Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!
Не стесняйся ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньей, Свинья. -
Ждет тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!
Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды-балды!
И добавил
С высоты
Своего величия:
- Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
Воспитатель:- Почему же звери не хотели идти в гости к Индюку?
Дети:- Потому что он сам был невежа, и обзывал своих друзей. А к такому невеже в гости никто идти не хочет.
Игра «Словарь вежливых слов»
Воспитатель: - Молодцы! Поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого (Спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день).
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
4. И во Франции, и в Дании на прощание говорят (До свидания).
- Молодцы. Вы все очень хорошо отвечали. Какие же волшебные слова нам встретились?
Дети: (Спасибо, Добрый день, До свидания)
Чтение рассказа В. Осеевой. «Волшебное слово».
Воспитатель:
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы послушайте внимательно и скажите, какое слово сказал Волшебник мальчику?
(Чтение рассказа).
Беседа по прочитанному.
- Вы прослушали рассказ. Какое же слово сказал волшебник мальчику, какое слово ему помогло?
(Ответы).
- А как вы употребляете волшебные слова и где?
(Ответы….).
Игра «Да или нет».
Воспитатель:
-Сейчас мы поиграем. Игра называется «Да или нет». Я задаю вам вопрос, а вы хором отвечайте, но только одним из слов «да» или «нет».
1. Мальчики разговаривают во время показа кинофильма. Правильно ли они поступают?
Дети: Нет.
Воспитатель:
2. Девочка встретила на улице соседку-старушку и помогла ей донести сумку. Правильно сделала девочка?
Дети: Да.
Воспитатель:
3. Мама поехала в деревню к бабушке, и Сережа пожелал ей счастливого пути. Правильно сделал Сережа?
Дети: ДА.
Воспитатель:
4. Девочка уступила дорогу старенькой бабушке. Правильно сделала девочка?
Дети: ДА.
Воспитатель:
5. На перемене Петя налетел на учительницу, не попросив извинения побежал дальше. Правильно поступил Петя?
Дети: Нет.
Подведение итогов.
Воспитатель:- Наше занятие подходит к концу. Вспомните, какие волшебные слова вы знаете?
Дети:- Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день….
Воспитатель:- Молодцы. На этом занятие Незнайка узнал много волшебных слов. Он вас благодарит и говорит большое спасибо.