Ирина Шкоденко
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Особенности якутской национальной кухни»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная деятельность в подготовительной группе
по авторской программе «Якутия – Родина моя»
Занятие 18
Тема: Особенности якутской национальной кухни.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с особенностями национальной кухни народов Саха, ее обусловленностью суровым климатом, обычаями и традициями.
Задачи:
- Познакомить с традиционными национальными блюдами народа Саха;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по теме „Особенности якутской национальной кухни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Развивать правильное отношение к здоровой и полезной пище;
- Развивать игровую деятельность;
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к народам, проживающим на его территории.
Материалы и оборудование: ИКТ (компьютер, проектор, экран, слайды к занятию, музыкальное сопровождение и оборудование для воспроизведения, демонстрационный материал - деревянные чороны, раздаточный материал – бумажные чороны на каждого ребенка.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Мотивационно-побудительный этап.
- Приветствие педагога.
Работа с проектором, компьютером, слайдами на экране:
- Сегодня мы продолжим знакомство с народом саха (якуты). Как вы уже знаете, у каждого народа есть своя культура – это то, что отличает его от других народов. Частью культуры является национальная кухня. Особенности якутской национальной кухни связаны с условиями проживания народа на территории республики Саха (Якутия). Наша малая Родина знаменита не только пушниной и алмазами, но и суровым климатом. Чтобы выжить в условиях долгой и суровой зимы, необходима хорошая еда, которая восстанавливает силы. Именно поэтому с незапямятных времен традиционными занятиями якутов, которые кормят народ, являются охота, рыбалка и скотоводство.
- Ребята, сегодня у нас не только очень интересная тема, но и вкусная! Итак, начнем.
2. Организационно-поисковый этап.
- Издавна саха питались блюдами из мяса диких животных и птиц, водившихся в лесу.
Постоянным спутником народа был домашний скот (олени, лошади, коровы, который помогал выживать людям в суровых климатических условиях. Особенно ценным мясом является жеребятина, вкусное мясо молодой лошади, которое быстро готовится и хорошо усваивается организмом человека. Жеребятина полезна для здоровья человека.
- В якутской национальной кухне почти безотходное использование продуктов. Наряду с мясными продуктами, якуты любят употреблять внутренности. Кровяная колбаса – вкусное мясное лакомство праздничного стола якутов.
- Особенности национальной кухни отражают также традиции и обычаи народа. Например, у предков саха было сезонное питание. Что это значит? Когда наступали холода поздней осенью и в зимнее время якуты забивали скот (оленей, коров, лошадей, мясо которых и было основной пищей долгой холодной зимой. Весной, когда появлялись на свет маленькие телята и жеребята люди переходили на молочную пищу, летом, в сезон охоты в рацион вводили дичь (мясо диких животных и птиц, осенью - дикорастущие ягоды, грибы и травы. Рыбу ловили круглогодично.
- Условия жизни в тайге, вдоль рек наложили отпечаток на якутскую кухню. В ней широко используется сибирская речная рыба: щука, налим, хатыс (сибирский осетр, чир, омуль, муксун, а так же карась. Якуты очень любят карасей, готовят из них уху, жарят, а так же фаршируют и запекают в духовке. Любимыми блюдами якутян являются строганина и Салат «Индигирка», где основным компонентом является сырая замороженная рыба.
Педагог предлагает детям немного отдохнуть и наловить карасей на вкусную и наваристую уху.
Игра «Ловля рыбы». Дети делятся на две команды, выстраиваются колоннами. Напротив команд на расстоянии 3-4 метров обручи («озера», в которых лежат бумажные рыбки с магнитами по количеству детей в командах. Каждой команде выдается магнитная удочка (можно использовать самодельную удочку в виде полуметровой деревянной палочки с привязанной на конце веревкой с магнитом) и ведерко. Каждый участник команды подбегает к озеру, вылавливает рыбу, несет ее команде и помещает улов в ведерко, становится в конец команды. Выигрывает команда, которая быстрее выловит рыбу из озера. Игра может проводится на фоне якутской музыки.
- Якутский народ славится гостеприимством. Это качество он перенял у предков, которые жили по аласам (небольшим деревням). Они лишь изредка могли видеться. Вместе собирались на больших праздниках: ысыах и во время осенней рыбалки-мунха. От гостей узнавали новости, через них передавали весточку и гостинцы родным. В каждом доме гостю нальют чай с молоком, накроют для него стол.
- По праздникам на якутском столе часто можно увидеть кумыс. Кумыс, как вы уже знаете – национальный напиток. В древности предки якутов знали 30 видов кумыса разного на вкус. Какое молоко используют для получения кумыса ( Ответы детей: кобылье молоко.) Кумыс обладает лечебными свойствами, хорошо удаляет жажду.
- Давайте вспомним, из какого национального кубка пьют кумыс? ( Ответы детей: деревянный бокал чорон.) Кто-нибудь помнит, что символизирует чорон? ( Ответы детей: чорон у якутов является символом изобилия, богатства, благополучия.) Что вы еще знаете о чоронах? ( Ответы детей: чороны бывают на одной или трех ножках, изготавливаются из дерева, украшаются геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почетнее кубок.)
Продуктивная деятельность в центре художественного творчества.
Педагог предлагает детям вспомнить якутские узоры, внимательно рассмотреть деревянные кубки (чороны). А затем украсить свои бумажные чороны якутским орнаментом.
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
- Что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
- Вы хотите продолжить знакомство с особенностями якутской национальной кухни? (Ответы детей.)
Педагог благодарит и хвалит детей за старание. Организует уборку рабочих мест.