Коротаева Людмила Викторовна
Конспект НОД в подготовительной группе «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное с интеграцией в познавательное развитие.
Цель: прививать любовь к Родине.
Задачи:
Образовательные: уточнить и углубить знания о традициях русского народа, обобщить знания детей о березе, как о символе России; о роли в жизни человека; учить замечать красоту родной природы и заботливое к ней отношение.
Развивающие: развивать кругозор; внимание; знакомить с малыми фольклорными формами.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру; познавательный интерес, отзывчивость, чувство взаимопомощи, бережное отношение к природе.
Оснащение: репродукции (береза в разное время года); музыкальное сопровождение («Во поле березка стояла»).
Демонстрационный материал: макет березы, береста (или предметы из бересты, игрушки (матрешки, свистульки, расписные ложки; лекарства: деготь, березовые почки, березовый сок, березовый веник.
Методические приемы: загадки, чтение стихов, беседа, рассказ воспитателя, д/игры; продуктивная деятельность.
Предварительная работа: разучивание стихов и р. н. песен о березке; знакомство с пословицами, поговорками, приметами; беседа о роли березы в жизни человека.
Воспитатель:
Звучит мелодия р. н. песни (минус) «Во поле береза стояла», входит воспитатель (в русском сарафане). Дети встают вокруг березы.
-Ребята! Сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом дереве. Попробуйте отгадать загадки:
1. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой,
Стоит под горой.
Что это? (Береза)
- Правильно, береза. А как можно сказать ласково?
Ответы детей: березка, березонька
- Верно. Это берёза. Правда, дерево красивое?
Открывается дверь, заходит девочка.
Девочка: Ой, здравствуйте! А куда это я попала?
Воспитатель: В детский сад. А ты кто?
Девочка: Я Маша. А что вы здесь делаете?
Воспитатель: Рисуем, играем, книги читаем, узнаём много нового и интересного.
Девочка: А я знаю много нового и интересного, поэтому в детский сад не хожу и в школу не собираюсь.
Маша отходит назад и наталкивается на дерево. (Говорит грозно)
- Выросло тут на дороге, ветки развесило. Я тебе их сейчас-то пообломаю… .
Воспитатель: Маша, да разве можно ветки дереву ломать, ты посмотри какое оно красивое. Ты знаешь как оно называется?
Маша: Нет.
Воспитатель: Ребята, как называется это дерево? (береза). Это берёза – русская красавица, символ России.
Маша: Россия! А что такое Россия?
Воспитатель: Эх, Маша! А говоришь в садик не ходишь, потому что всё знаешь. Проходи, сейчас мы тебе расскажем.
- Ребята, что такое Россия? (Это страна, в которой мы живем, наша Родина)
- А что такое Родина?
Дети: У каждого жителя земли есть своя Родина. Родина – это место, где человек родился.
Воспитатель: Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведя, матрешек и конечно же красавицу березку.
- Родина - это место, где человек родился и вырос. Его страна, город, село и даже дом. Поэты написали немало стихов о Родине, давайте их вспомним! (Читают дети)
НАША РОДИНА.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берёз.
Без берёзы не мыслю России
Так светла по-славянски она
Что быть может в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
Стук в дверь. Вносят письмо.
Воспитатель: Ребята, кто то нам письмо прислал? Откроем его? В письме конверты с заданиями:
- Интересно, что за письмо тут спрятано. Сейчас прочитаем.
Спасите! Помогите! Пропадаю! В пустынном царстве погибаю… Это подсказки, как меня найти и от засухи спасти:
- Интересно, от кого послание?– Ну, что, ребята, откликнемся на зов о помощи? А если будет трудно или страшно? Я думаю, что мы со всеми трудностями справимся и А еще тут есть листик, как вы думаете с какого он дерева? Как вы думаете, кто попросил нас о помощи?
1. На березку вы посмотрите и по-другому ее назовите.
- Ребята, посмотрите на березку и скажите, какая она?
Д/игра «Листочки». (Ребенок прикрепляет на макет березки листочек, при этом называет эпитет к слову береза : белоствольная, плакучая, нарядная, стройная, гибкая, зеленая, красивая, русская, кудрявая, тонкоствольная)
2. Надо лишнее убрать, чтобы мне свободней стать.
«Найди и скажи, что лишнее»
- На картинке березка. Но посмотрите, сколько на ней ненужных и лишних предметов (шишки, орехи, ягоды, фрукты, листва с других деревьев.). Это вредная Засуха намела ветрами буйными, закидала песками желтыми березку, видно, хотела спрятать, погубить красавицу лесную. Посмотрите и скажите, что лишнее. Как только вы ответите правильно и найдете то, чего быть не должно на березе, этот предмет надо будет убрать.
3. Вы не зря меня спасали, очень многое узнали. Не ленились и всё запомни, и задание исполни.
А сейчас вспомните, ребята, чем березка хороша? Какую пользу она приносит людям?
Ответы детей. Уточнения воспитателя:
• На тонкой коре березы – бересте – писали первые письма.
• Из бересты плели туески и короба, в которые собирали грибы да ягоды. Вспомните сказку «Маша и медведь». В чем Маша спряталась с пирожками?
• А березовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.
• Жарко натопит хозяин баньку, берет с собой веник березовый в парилку. От такой бани и старик добрым молодцем станет. Никакие хвори да болезни не пристанут ни к взрослым, ни к ребятне
• В березовой роще даже в хмурый день светло от белоствольных красавиц. А в жару под густою кроною тенек да прохлада.
• Весною березка угощает всех соком березовым, пользой земли насыщенным.
• А под стволами берез по осени грибники собирали много подберезовиков.
• Да и старое, упавшее дерево гостинец грибнику готовило: опята на себе растило. Всю зиму люди грибы ели, да нахваливали. Вот какая березка наша.
• Березовый уголь.
• Березовый деготь используется для приготовления мыла и шампуни.
• Березовые почки используют для приготовления лекарства.
У березки есть даже свой праздник – в начале июня. Все эти дни девушки надевали самые нарядные одежды и шли в березовую рощу. Они чествовали березку, только что надевшую зеленый наряд. Девушки украшали ветки лоскутками, лентами; подвешивали сладости, водили хороводы, плели венки, пели песни и веселый пир устраивали. Пойдемте и мы сегодня в гости к Березке.
Игра «Завяжи ленточку на березке» (при этом нужно назвать пословицу или примету)
Дети по одному подходят в березке, повязывают ленточку
Пословицы:
• Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
• Кто с берёзы кору снимает, тот её убивает.
• И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут
• Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
• Береза ума дает (о розгах)
• Не бывать ветке толще ствола.
• Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова
- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей?
• Иней на берёзах – к морозу.
• Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
• Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
• Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
• Лопаются сережки - пора сеять хлеб
4. Мне подружек посади, потом в рощу приходи.
Физминутка «Мы березку посадили»
Мы березку посадили, имитация посадки и полива дерева.
Мы водой ее полили.
И березка подросла, дети-березки : присели, встали, выпрямились, руки вверх.
К небу ветки подняла.
А потом их наклонила наклониться вперед, покачать руками.
И ребят благодарила.
- Молодцы, много красивых слов знаете о березе. А какие мы знаем стихи о березе?
Ребенок 1
Вся в серёжках. Не боится
Вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза
2 ребенок:
Под весенним солнышком во дворе у нас
Расцвела березка, радуя всем глаз.
Беленькая, стройная, рада, что весна,
Что в зиму холодную выжила она.
3 ребенок:
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят
Образным поэтическим языком поэты воспевали красоту русской березки. Это дерево часто изображалось и художниками на картинах. Давайте мы с вами полюбуемся репродукциями с изображением берез.
Картины :
1. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»
С. Есенин :
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром. (Зима)
3. А. К, Саврасов «Грачи прилетели»
4. А. И. Куинджи «Березовая роща»
С. Есенин:
Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (Лето, весна)
2. И. И. Левитан «Золотая осень»
Поэтесса Е. Трутнева:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Осень)
2 ребенок:
Березы, русские березы.
Одевшись в золото, стоят,
Своей окраской самой яркой
Они к себе зовут, манят…
Вот и подошел к концу наш разговор о русской березке. Пусть каждый из нас в душе хранит особое отношение к простому деревцу, русской березке символу нашей России.
Есть такая пословица "Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади!". Как вы ее понимаете?
Будем берёзку любить, охранять
Будем мы взрослым во всём помогать
Реки, поля и леса сбережём
Помним о том, что природа наш дом.
Всё в мире этом создано не зря:
Не зря дожди льют и не зря заря.
Березки стройные и трели соловья,
Всё в мире этом создано не зря:
Не зря с утра встречаем мы рассвет.
Ведь ничего прекрасней жизни нет!
6. Итог:
Маша, а тебе понравилось у нас в детском саду? Что нового ты узнала о березе? А что вы узнали нового о березке?
- Ребята, мы с вами сегодня спасли символ России – русскую березу. Что каждый из вас может сделать что бы деревьям наших лесов было хорошо?
А сейчас ребята, мы с вами нарядим березку, те у кого отлично работал и отвечал – приклейте зеленый листик, ребята, у которых что то не получилось – желтый, а те, кому сегодня было трудно – оранжевый.