Приложение МААМ

Конспект НОД в подготовительной группе «Как воспитывали казаков»

ЛЯШКО ТАТЬЯНА
Конспект НОД в подготовительной группе «Как воспитывали казаков»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

- Познакомить детей с историческими традициями семейного воспитания маленьких казаков.

- Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

- Показать детям почтительное отношение в народной культуре к мужчине и любовь к женщине.

- Воспитывать в детях уважение к казачьим кубанским народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Как воспитывали казаков“» размещена в разделах

Материалы: Казак и казачка в национальной одежде, макет хаты, кубанского подворья, старинные фотографии, самовар, угощения для гостей, аудио запись, ленточки для девочек, повязка для глаз, колокольчик.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казачьих семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.

Ход НОД:

Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони.» дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель : (читает стихотворение Светланы Донченко «Праздник»)

Идёт по площади казак,

За руку держит казачонка.

Малыш чеканит громко шаг,

Улыбка на лице мальчонки,

Гордится он своим отцом,

На нём папаха и погоны,

Красив он статью и лицом -

Один такой на миллионы!

Приветствуют их земляки,

В краю родном, что пахнет хлебом!

Кричат им «Любо!» казаки,

И звонким эхом вторит небо.

Воспитатель : Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню и стихотворение о казаках. Сегодня мы с вами отправимся в гости в настоящую казачью семью, где мы с вами сможем лучше узнать обычаи, традиции, любимые занятия, а также семейный уклад воспитания девочек и мальчиков. Ребята, Вы знаете кто такие казаки?

Дети: Казаки - люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные.

Воспитатель : Семьи у казаков были большие, у них было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным. Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель : Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель : А вы знаете, как воспитывали в казачьих семьях девочек и мальчиков?

Дети: В строгости и послушании.

Воспитатель : Правильно, но чтобы узнать по подробнее нам придется отправиться в гости к настоящей казачьей семье.

Проводится игра «Звонок».

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого — веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.

(Воспитатель и дети заходят в гости к казачке Наде.)

Казачка : - Заходите, гости дорогие, присаживайтесь и послушайте мой рассказ о временах далёких и не очень, о том, как жили казаки и воспитывали маленьких казачат. Ну как, хотите слушать мой рассказ?

В семье казака появился малыш. Ему были все рады. Первыми пелёнками для него служили рубашки отца, так как они были своего рода оберегом, т. е. защищали малыша. Новорождённого крестили в церкви.

В один годик крёстный сажал мальчика на коня на шёлковый платок и провозил вокруг церкви три раза. Если ребёнок хватался за гриву, быть казаком, расплачется – казака не будет, а упадёт – быть убитому в бою. Эту весть крёстный держал в тайне.

Мальчика стригли в первый раз в годик. Волосы сжигали в печи. (Этот обычай сохранился во многих семьях до сих пор).

В семь лет мальчика стриг крёстный. У казаков дом делился на женскую и мужскую половину. До семи лет мальчик жил с мамой в женской половине дома. Мальчик брал с собой постель в мужскую половину, а старшие братья проверяли, что он несёт. Если находили перину и подушку, то заставляли оставлять их женщинам. С этого времени начиналась подготовка мальчика к суровой мужской жизни; надо было спать на соломенном матраце и без подушки.

Когда казачок в семь лет переходил на мужскую сторону дома, наступало время для запрета ругать его женщинами. С семи лет он становился защитником семьи. Уезжая из дома, отец всегда наказывал сыновьям, чтобы они берегли женщин и защищали дом. В семье старались поддерживать эту роль для воспитания настоящего защитника.

Кормильцем родителей был самый младший сын, он даже после женитьбы не отделялся от родителей.

Девочку задаривали с младенчества подарками, а мальчикам совсем не дарили подарки, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать ни от кого подарков, а ему необходимо всё зарабатывать своим трудом. Мальчиков учили дарить подарки девочкам.

- Что же это я, заговорила вас совсем, а самовар-то стоит!

Давайте-ка свои чашки будем чай пить. Ой, совсем забыла, хлеб-то в казачьей семье имел право резать только мужчина, причём самый старший во время приёма пищи. Мальчики начинали резать хлеб с семи лет.

Кто у нас тут самый старший? (Определить старшего мальчика в группе). Раздай всем хлеб (хлеб заранее нарезан, сложен булкой, нож столовый).

Угощайтесь гости дорогие, пейте чай с мёдом, вареньем, а я вам расскажу о том, как жили маленькие казачки.

В казачьей семье к девочкам и женщинам относились с любовью. В её жизни были праздники первого бантика, первой косички, первого платочка. Великое почтение было к волосу женщин, потому и были связаны с ним праздники. Когда только у девочки вырастали волосики, на которые можно было завязать бантик, праздновали праздник первого бантика. Праздновали его на женской половине дома с приглашением женщин семейного рода и обязательно крёстной матери. Девочку одаривали разными сладостями и подарками, среди которых обязательно были и бантики.

Волос у девочки рос и вырастал до длины, которая позволяла заплести первую косичку. Это и было время для празднования этого праздника. В три года в жизни каждой девочки отмечали праздник первого платочка. Возраст трёх лет считался удачным началом религиозного воспитания. В это время её вели в церковь, рассказывали доступные для неё библейские истории. С 4-5 лет девочка понарошку, сначала для куклы, а потом всерьёз начинала готовить себе приданное (пояснить слово «приданное»).

Девочку с 4-5 лет приучали к женским ремё слам: вышивке, мережке, вязанию крючком и спицами, лоскутная техника, ковроткачество, ковроплетение, Петриковская роспись, изготовление пряников, цветоделанье. А покровительницей ремёсел всегда считалась Параскева-Пятница. А инструментам женского рукоделья посвящались песни, хороводы, игры.

- Засиделись вы, мои ребятушки! Пора вставать в русскую народную подвижную игру поиграть "Ручеек".

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары.

А я (называют имя выбранного ребенка) люблю и с собой ее возьму,

В ворота ручей бежит

И тихонько так журчит.

Ты, дружок, остановись,

И друг другу поклонись.

А я (называют имя выбранного ребенка) люблю и с собой ее возьму.

Хорошо мы поиграли

Все друзей своих назвали.

- Позабавились, ребята, а теперь хочу узнать, внимательно ли вы меня слушали?

(Казачка задает вопросы детям)

- Как определяли казаки, будет ли малыш настоящим казаком?

- Когда мальчик-казачок переходил на мужскую половину?

- Кто считался в семье казаков защитником дома?

- Кто резал хлеб в казачьей семье?

- Какие праздники были в жизни маленькой казачки? С чем они связаны?

- Когда ребёнка вели первый раз в церковь?

- Дарили ли мальчикам подарки?

- Почему?

- А что дарили девочкам?

- Мальчики, давайте, и мы поступим как настоящие казаки, подарим девочкам ленточки на память об этом дне.

Хозяйка прощается с детьми, просит не забывать и почаще навещать.

Надо казаком родиться,

Чтоб весь век судьбой гордиться!

Публикации по теме:

Доклад для детей подготовительной к школе группы «Переселение казаков на Кубань» Тема: «Переселение казаков на Кубань». Презентация. Обычаи казаков в стихах собственного сочинения. Куратор: воспитатель МБДОУ МО №58 Фот.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Папикян А. Г. Конспект фронтальной НОД в подготовительной.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Папикян А. Г. Конспект фронтальной НОД в подготовительной.

Конспект НОД на тему «Музыкальные инструменты донских казаков» КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №10 Составила:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как мир научился считать» Цель: знакомство с историей возникновения счета (цифр); Задачи: 1) познакомить с древними способами счёта у различных народов; показать,.

Конспект НОД по речевому развитию «Как звери к зиме готовятся» в подготовительной группе Тема: "Как звери к зиме готовятся". Вид деятельности:коммуникативная, игровая,познавательно-исследовательская. Формы работы:ситуативный.

Конспект НОД в подготовительной группе «Как избежать несчастья с огнем»Конспект НОД в подготовительной группе «Как избежать несчастья с огнем» Интегрируемые образовательные области:"Познание","Социализация","Коммуникация","Труд","Физическая культура","Здоровье","Чтение художественной.

Конспект НОД в подготовительной группе «Как мы всё узнаём» «Как мы всё узнаём» (Органы чувств)Пр. содержание: 1. Обобщить знания детей об органах чувств. 2. Развивать мышление, внимание, воображение.

Конспект НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»Конспект НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел» Возрастная группа: подготовительная. Тема НОД: «Как хлеб на стол пришёл» Цель: создать условия для ранней профориентации детей старшего.

Сценарий праздника в подготовительной группе «Из-за Дона песню выведу». Культура и традиции казаков Празднично в казачьем стиле украшен участок детского сада с куренем. Во дворе поросята, куры, утки, гуси. Выходит под спокойную казачью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Как воспитывали казаков»
Опубликовано: 14 января 2018 в 15:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе «Как воспитывали казаков»» (включая файлы) размещена пользователем ЛЯШКО ТАТЬЯНА (УИ 488081) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД