Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Красна Масленица»

Светлана Рожкова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Красна Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Красна Масленица»

Автор: Рожкова С. Н. ,воспитатель МБДОУ № 17 «Золотая рыбка"

Цель: познакомить с русским народным праздником Масленицей, прививать любовь и уважение к русским традициям.

Задачи:

познакомить детей с историей празднования Масленицы, её значением, символами, традициями

познакомить с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение

• разучить русские народные частушки про масленицу, обрядовые песни

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Красна Масленица“» размещена в разделах

активизировать словарь детей: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощеное воскресенье

• воспитывать у детей уважительное отношение к традициям русского народа, умение применять их в жизни

• воспитывать интерес к русскому фольклору, воспитывать чувство музыкального ритма

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Звучит запись русской народной песни «Зимняя песенка».

Воспитатель:

Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима) А месяц какой? (февраль). Какой это по счету зимний месяц? (3-й) Значит, он последний? Зима заканчивается, скоро наступит весна. Скажите, ребята, чего нам так не хватает зимой? (солнца)

(На столе появляется шкатулка)

Ребята, как вы думаете, что в этой волшебной шкатулке?

Дети: солнышко.

Ребята, солнышко приглашает вас на праздник, который издавна отмечался в России и был связан с проводами зимы. Может кто-нибудь знает, что это за праздник?

Дети: Масленица

Правильно, Масленица. Мы сейчас все узнаем об этом празднике.

(Показ слайдов презентации «Красна Масленица»)

2. История появления Масленицы.

Воспитатель:

Масленицу на Руси встречали в конце февраля, начале марта, отмечали с размахом, ярко, шумно. Это один из веселых, заводных предвесенних народных праздников. Именно в это время русский народ провожает зиму и готовится встречать весну.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере. Отцом её был Мороз. Однажды в суровый зимний день увидел человек прячущуюся за большущими сугробами девушку. Позвал человек её развеселить, накормить людей. Пришла Масленица и предстала перед людьми не хрупкой девушкой, а здоровой бабой, с румяными от мороза щеками, строгим взглядом и громко смеющейся. Наши предки Масленицу отмечали широко : маскарадами, катаниями на санях, каруселях, с песнями, плясками, веселыми играми, частушками. Главным символом Масленицы было именно это. Отгадайте загадку и узнаете, что.

Загадка

Лежит передо мною, сметанкою полит. Люблю его, не скрою! Как солнышко блестит! Скажу я только маме: «Есть буду – не один! А поделю с друзьями, я самый вкусный …»

Дети: Блин

Верно, ребята, блин – ведь он похож на солнышко. Давайте послушаем частушки в исполнении наших ребят.

3. Исполнение частушек.

Дети:

а) Приходите, заходите

на румяные блины.

Нынче масляна неделя –

будьте счастливы, как мы!

б) Я на Масляну готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

в) Прилетели марсиане,

Осталися довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

г) Девки рады, парни тоже

Расцелуем всех, как сможем.

Подавим сопротивленье

Зимней стужи, без сомненья!

Пусть Весна – красна девица

С нами тоже порезвиться.

д) Веселей играй, гармошка,

Масленица – не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Молодцы, ребята, развеселили нас.

Воспитатель:

4. Беседа «Масленичная неделя».

Масленица длилась семь дней и называлась «сырной седьмицей». Каждый день имел свое название и значение.

1 день – «Встреча»

В этот день парни и девушки делали соломенное чучело, надевали на него старую женскую одежду и возили в санях по всей деревне с песнями – приветствиями Масленицы. После катаний, насаживали чучело на шест, вывозили на самое высокое место, чтобы ей было видно, откуда весна придет.

Давайте поприветствуем Масленицу песенкой.

Дети: поют песню

2 день – «Заигрыши»

Парни приглашали девушек кататься с ледяных горок, присматривали себе невест. В этот день устраивались разные игры, забавы, пляски.

Ребята, хотите узнать, какие забавы были на Масленицу?

Соберите из разрезных картинок одну картинку и узнаете.

3 день – «Лакомка»

В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. На улицах устраивались ярмарки. Главный герой Масленицы – блин, в каждый день был особым, назывался по – разному: в 1 день – блинище, во 2 день – блин, в 3 день – блинец, в 4 день – блинчик, в 5 день – блинок, в 6 день – блиночек, в 7 день – царский блин.

Давайте мы с вами испечем блины.

Пальчиковая гимнастика «Блины»

4 день – «Разгул»

В этот день строили снежные крепости, снежные городки, которые брали «с боем», бросались снежками. Это был самый заводной, весёлый, озорной день масленичной недели.

Игра «Снежки»

Мы сейчас тоже поиграем в снежки (Дети разбиваются на две команды, у каждой команды своя корзина и снежки, нужно как можно больше снежков забросить в корзину противника)

Молодцы, обе команды сильные.

5 день – «Тещины вечера»

Это были тихие, спокойные вечера, в которые зятья приглашали своих тёщ (матерей своих жен) на блины.

6 день – «Золовкины посиделки»

В этот день молодые невестки приглашали всю родню к себе в гости.

7 день – «Прощеное воскресенье»

В этот день все ходили друг к другу мириться, просить прощение за нанесенные в течение года обиды. При этом говорили: «Прости меня, пожалуйста!». А в ответ слышали: «Бог тебя простит!»

В воскресенье «барыню Масленицу» провожали, разжигали большой костер и торжественно сжигали чучело масленицы. Давайте и мы с вами сожжем чучело Масленицы.

Дети: на куклу Масленицы набрасывают макет огня и черную ткань, а один ребенок говорит слова:

Масленица прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Так народ окончательно прощался с зимой. После того, как чучело сгорало, пепел от него разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай с полей.

Итог занятия.

Звучит отрывок из «Времен года» П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»

Воспитатель:

Есть такая поговорка: «Не всё коту масленица».

Она означает, что всё заканчивается в своё время. И наше занятие подошло к концу. О каком народном празднике мы сегодня говорили? Что он означает? Как долго длится? Что является символом Масленицы? Как заканчивается праздник? Для чего сжигают чучело Масленицы?

Солнышко, которое пришло сегодня к нам в гости послушать про Масленицу, прощается с вами и говорит спасибо.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Дошкольники старшей «А» группы МК ДОУ Павловского детского сада № 10 впервые совершили экскурсию за территорию детского сада. Цель.

Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.

Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (средняя группа) 1 квартал Тема: «Волшебница осень» Сентябрь. Тема месяца: «Детский сад-страна друзей» Тема 1-й недели: «Вместе весело играть, танцевать.

Конспект НОД «Неизведанное рядом» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 5–6 лет Цель: Познакомить с понятиями «устье», «исток», «русло» Задачи: Знакомить детей с наличием водоемов, находящихся в Павловском районе.

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Буратино на дороге» Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Тема: «Буратино на дороге» Цель: обеспечение.

Проект «Кулинарное путешествие по России» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Вид проекта: Групповой, познавательно - творческий. Участники: дети, педагоги, родители Продолжительность: краткосрочный, одна неделя.

Проект «Мое родное Придонье» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 4–5 лет Вид проекта: Групповой, познавательно - творческий. Участники: дети 4- 5 лет, педагоги, родители. Продолжительность: одна неделя. Актуальность.

Проект «Новый год в гости к нам спешит» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Цель проекта : - Приобщение детей к праздничной культуре русского народа; - расширить представления детей о традициях празднования Нового.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие. Моя безопасность» Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»«Моя безопасность» Возраст детей: 5-7 лет Срок обучения:.

УМК образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» УМК образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Красна Масленица»
Опубликовано: 29 мая 2016 в 20:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Красна Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рожкова (УИ 89176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД