Наталья Карпова Викторовна
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Карпова Наталья. г. Советский ХМАО МАДОУ д/с "Тополек"
Конспект НОД в образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе по теме "Весна идет"
Программное содержание:
Образовательная область: «Речевое развитие»
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Весна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Безопасность»
Тип НОД: Познавательно - развивающее
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения НОД: тематическое
Форма организации: подгрупповая
Виды детской деятельности: речевая, игровая, коммуникативная.
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о весне, о характерных признаках весны.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы.
2. Учить понимать связь между явлениями природы и жизнью растений, животных.
3. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, ручьи; глаголы к существительным; предметов существительных к относительным прилагательным.
4. Расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
5. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.
Развивающие:
1. Развивать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
2. Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
3. Понимать поставленную задачу, способы ее достижения.
4. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.
2. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
Материал.
Демонстрационный:
Мультимедиа, воздушный шарик, конверт, буквы с цифрами для составления слов «Весна идет», солнышко без лучиков, картина по теме «Ранняя весна», предметные картинки по приметам, «Хрустальная палочка».
Раздаточный:
Предметные картинки «Что за чем?»
Словарная работа: веснушка, веснянка, солнышко-колоколнышко, солнышко-ведрышко.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», заучивание стихотворения Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе, игра «Составь слово», игра «Составь предложение», игра «Какой, какая, какое?».
Методы и приемы:
Наглядный метод: рассматривание картины о весне.
Игровой метод: приемы: сюрпризный момент: в группу влетает воздушный шарик с конвертом на ниточке, игра «Составь слово по первым звукам», игра «Что за чем?»
Практический метод: приемы: составление слов по картинкам.
Словесный метод: художественное слово, пословицы, поговорки, пояснения, указания, вопросы к детям.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1 часть
Сюрпризный момент: В группу влетает воздушный шарик, наполненный гелием, а к ниточке привязан конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Конверт.
Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем.
(В конверте карточки с буквами, под буквами - цифры.)
Воспитатель: Ребята, здесь зашифровано какое-то слово, как же нам его отгадать? (Ответы детей)
Дети: Ребята, если вы правильно расставите буквы, то вы узнаете, от кого это письмо.
(Дети выполняют задание и читают «Весна идет»)
(Воспитатель загадывает загадку)
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Это весна!
Воспитатель: Ребята, это весна нам шлет свою весточку.
А вы хотите, чтобы к нам пришла весна? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы весна к нам побыстрей пришла, я предлагаю вам найти следы весны. Вы готовы? А поможет нам в этом воздушны шарик. Куда он полетит, туда и мы с вами пойдем.
2 часть
Воспитатель предлагает присесть на стульчики и обращает внимание на экран, на котором солнышко с одним лучиком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вот и к нам заглянуло солнце, но у него всего один лучик. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы солнышко засияло и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. Как мы можем назвать солнышко?
Дети:(Солнышко-колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное).
Воспитатель: Солнышко какое?
Дети: Яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее.
Воспитатель: Что делает солнышко?
Дети: Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается.
(После каждого правильного ответа появляется лучик)
Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом.
А что же стало со снегом? (Ответы детей)
(Появляется картинка со снегом)
Какой стал снег?
Дети: Грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный.
Воспитатель: Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручеек)
(Появляется картинка ручейка)
Воспитатель: И побежал весенний ручеек. А что можно сказать про ручеек, какой он?
Дети: Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий.
Воспитатель: Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».
Игра с "хрустальной палочкой" «Весна какая?»
[Ребята, что-то весна никак не идет. А давайте мы ее похвалим.
Дети передают по кругу «хрустальную палочку» и называют образные выражения.
"Весна какая?" (Шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, ликующая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, голубая, волшебная, шумная, изумрудная, хрустальная, яркая, светло-зеленая, светло-голубая, лучезарная, загадочная, скользкая).
3 часть
Воспитатель: Ребята, давайте позовем весну. В старину «Весну» зазывали закличками.
А что такое заклички?
Дети: Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.
Собирайся, детвора! Хлопают в ладоши
Весна зовет: "Гулять пора!"
Будем по лесу гулять. Шагают на месте.
Свежим воздухом дышать. Останавливаются, поднимают руки вверх,
разводят их в стороны; делают вдох через нос, опускают руки, выдыхают воздух через рот.
На носочках по тропинке Поворачиваются вправо и идут друг
Друг за другом мы пойдем. За другом на носочках, держа руки на поясе
В маленькие лужицы Идут друг за другом, высоко
Не наступим, обойдем. [i Поднимая колени и держа руки за спиной [/i]
Встали елки на пути. Идут змейкой друг за другом.
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно:
О ветки уколоться можно.
Вот сороки пролетели, Бегут по кругу на носочках,
Им, сорокам, не до сна! Плавно взмахивая руками вверх-вниз.
Трещат сороки - белобоки:
- Весна идет! Идет весна!
За весною вслед пойдем, Идут по кругу, взявшись за руки
Хоровод мы заведем, Останавливаются, поднимают руки
Будем петь и танцевать - Вверх, выполняют поклон.
Весну-веснушечку встречать!
4 часть
«Составление рассказа о весне по предметным картинкам».
Воспитатель: Ребята, весну мы позвали и идем дальше за воздушным шариком.
(Подходят к доске, на которой висит картина)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину. Как вы думаете, можно ли определить, какое время года изображено на картине? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам оживить картину, разбудить ее после зимней спячки, добавить на нашу картину приметы весны.
На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, ребята, интересную вы картину составили о весне.
5 часть
Электронная физминутка для глаз «Птички»
Упражнение «Ребусы»
По первым звукам названия предметов составьте слова.
Воспитатель показывает картинки: ГРИБ, РЫБА, АРБУЗ, ЧАСЫ.
Дети выполняют задание и составляют слово: ГРАЧ.
Воспитатель: Составьте предложения со словом грач.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Сколько слов в вашем предложении? Назовите первое (второе, третье слово)
6 часть
Воспитатель: А вот и грач прилетел, принес нам посылочку.
Воспитатель читает стихотворение и достает из посылки маленькие «солнышки», раздает их детям.
Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.
Солнце дарит всем улыбку
И тепло своих лучей.
Маленькое солнышко
Возьми дружок скорей.