Ольга Бакина
Конспект НОД в области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Коммуникация" в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР.
Тема занятия: «Звукобуквенный анализ. Звуки [р], [р`], [л], [л`]».
Цель занятия: совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа, закрепление знаний о звуках [р], [р`], [л], [л`].
Задачи занятия:
Коррекционные:
1) развивать умение определять позицию звуков в словах;
Публикация «Конспект НОД в области „Коммуникация“ в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР» размещена в разделах
2) развивать высшие психические функции (внимание, мышление);
3) развивать общую и мелкую моторику;
4) развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).
Обучающие:
1) совершенствовать навыки выполнения звукобуквенного анализа;
2) закрепить знания о звуках [р], [р`], [л], [л`].
Воспитательные:
1) формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – индивидуальные конверты с карточками-квадратиками красного, синего и зеленого цветов; цветные карандаши.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Звукобуквенный анализ слов.
3. Характеристика звуков.
4. Физкультминутка.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях.
7. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1 Организационный момент. 2 мин
Логопед просит детей встать вкружок. Дети встают в круг.
- Ребята, сядет тот,кто правильно ответит на мой вопрос.
Логопед спрашивает одного из детей.
- Скажи, где в слове ракета звук р? В начале, в середине или в конце?
- В начале.
- Правильно, садись.
Ребенок занимает свое место.
Логопед при необходимости медленно проговаривает слово.
- Хорошо, а в слове молоко где звук л? В начале, в середине или
в конце?
- В середине.
- Правильно, и ты
присаживайся.
Словарный материал:лёд, рисунок, вертолёт, лыжи,лисёнок, радость, фонарь, король,лак.
Дети верно отвечают и садятся на свои места.
- Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?
- Да.
- С какими?
- [Р], [р`], [л], [л`].
2 Основная часть. 10 мин
1. Звукобуквенный анализ слов.
Логопед пишет на доске слова река, рыба, лиса, лыжи.
- Правильно. Ребята, сейчас мы будем работать с карточками-кубиками. Откройте конвертики и выложите эти карточки на парту.
Дети открывают конвертики и выкладывают карточки на парту.
- Хорошо. А что мы делаем с их помощью?
- Строим схему слов.
- Правильно. А что у нас обозначает красный кубик? Какой звук?
- Гласный.
- Хорошо. А синий?
- Согласный твердый.
- А зеленый?
- Согласный мягкий.
- Молодцы! Мы с вами вспомнили, что означают эти карточки, а теперь вы выполните задание самостоятельно. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кто умеет читать? Прочитайте слова.
Дети смотрят на доску.
- Река, рыба, лиса, лыжи.
- Хорошо. А теперь с помощью ваших карточек-кубиков составьте схему этих слов. Вы умеете?
- Да.
При необходимости логопед вместе с детьми анализирует 1 слово.
- Тогда работаем.
Дети выполняют звукобуквенный анализ слов (составляют схему слова, выкладывая карточки нужного цвета на стол).
- Все сделали?
- Да.
Логопед подходит к каждому ребенку и смотрит выполненное задание.
– Я у всех посмотрела, но не буду говорить, кто сделал правильно, а кто нет. Я напишу на доске, как нужно было правильно сделать и вы сами себя проверите.
Логопед рисует на доске правильные ответы.
Дети проверяют свои работы.
- Кто сделал всё правильно? Поднимите руку.
Дети с работой без ошибок поднимают руку.
- Молодцы, а остальные быстренько исправляем свои ошибки.
Дети исправляют ошибки.
- Кто исправил, поднимет руку, я посмотрю.
Дети, исправив работу, поднимают руку.
- Я у всех проверила?
- Да.
- Тогда убираем карточки в конвертик.
Дети убирают карточки в конвертик.
2. Характеристика звуков.
- Хорошо. А теперь давайте закрепим наши знания об изучаемых звуках. Звук [р] согласный или гласный?
- Согласный.
- Правильно. А ещё какой?
- Звонкий, твердый.
- А мягкий как будет звучать?
- [Р`].
- Молодцы. Теперь про звук [л] расскажите. Какой он?
- Согласный, звонкий, твердый.
- А как мягкий будет звучать?
- [Л`].
3 Физкультминутка. 2 мин
- Хорошо, теперь мы с вами отдохнем. Встали все в кружок и повторяем за мной слова и движения.
Дети встают в кружок и повторяют слова и движения за логопедом.
Буратино потянулся,
Дети встают на носочки и «тянутся вверх»,
нагибаются,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
разводят руки в стороны,
отрицательно машут головой,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
встают на носочки.
4 Пальчиковая гимнастика. 2 мин
- Молодцы, рассаживаемся по местам.
Сейчас мы будем работать в тетрадях, но сначала давайте разомнем наши пальчики, чтобы они у нас аккуратно рисовали и не уставали.
Сделаем сначала «Зайчика» на правой ручке. Зайчик ушками пошевелил.
Логопед демонстрирует упражнение. Затем – то же на левой руке и на двух одновременно.
Дети выполняют упражнение «Зайчик».
- Хорошо. Теперь сожмем пальчики в кулачок, а затем разожмем.
Логопед показывает, как необходимо выполнять. Затем – на правой руке, потом на левой.
Дети сжимают пальчики в кулачок и разжимают.
- Молодцы. А теперь мы сделаем упражнение «Коготки». Сильно полусгибаем и разгибаем пальчики.
Логопед демонстрирует образец выполнения.
Дети выполняют упражнение.
Каждое упражнение повторяется 3 раза.
5. Основная часть (продолжение).Работа в тетрадях. 13 мин
- Хорошо. Теперь поработаем в тетрадях. Откроем страничку и выполним первое задание. Для этого возьмем цветные карандаши.
Дети открывают тетради, берут цветные карандаши.
- Вам нужно определить, где звук [р] в слове и закрасить нужную клеточку необходимым цветом. Дети определяют позицию звука и выполняют задание.
- Все сделали?
- Да.
- Хорошо. А теперь посмотрите на картинку на этой же страничке.
Что у нас нарисовано?
- Репа.
- Правильно. Составьте схему этого слова. Закрасьте кружочки нужными цветами.
Дети закрашивают кружочки.
Далее – те же задания со звуком [л].
- А теперь раскрасьте картинки или со звуком [л] или со звуком [р]. Какие вам больше нравятся. Кто сделает – сдаст тетрадь, я проверю.
Дети раскрашивают картинки, а затем сдают тетради на проверку.
6. Итог занятия. 1 мин
- Хорошо.
- Скажите, с какими звуками мы сегодня работали?
- [Р], [л], [р`], [л`].
- Что вам понравилось на занятии?
- Делать зарядку для пальчиков.
- Вы сегодня молодцы, все хорошо занимались. Занятие окончено.