Ирина Бискуп
Метод наглядного моделирования как средство развития связаной речи.
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее в общей системе логопедической работы. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей недостатки в лексико-грамматическом развитии в сочетании с отставании в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков связных высказываний.
Публикация «Метод наглядного моделирования как средство развития связаной речи,» размещена в разделах
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Что становится возможным при использовании метода наглядного моделирования, который облегчает запоминание и актуализирует получаемую информацию. Процесс моделирования основывается на абстрактно-логических процедурах: абстракцией отождествления, идеализацией, абстракцией потенциальной осуществимости. Наглядность при этом обеспечивает связь наблюдаемых явлений и признаков с их анализом и синтезом. Это особенно важно для дошкольников, так как в этом возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального.
Для облегчения процесса освоения связной речи использую в своей работе предметно-схематические модели Т. А. Ткаченко, С. А. Васильевой. Модели служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, направляют процесс связного высказывания и помогают детям с нарушениями речи выстраивать : строение рассказа, последовательность рассказ, лексико- грамматическую наполняемость.
МДОУ «Детский сад» № 18 с. Подлесное, Марксовский район.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе (ФФНР) :
ЗВУКИ Б И БЬ.
Провела учитель – логопед
Бискуп Ирина Олеговна.
Подлесное
2012
Конспект занятия в подготовительной к школе группе (ФФНР) :
ЗВУКИ Б И БЬ.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: учить составлять описательные рассказы о животных, используя план схемы учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Закрепить знания детей о характеристике и артикуляции звуков Б и БЬ.
2. Закрепить произношение звуков Б и БЬ изолировано, в слогах, в словах, предложениях.
3. Учить детей составлять схемы слов, предложений.
4. Учить детей составлять рассказы.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА : развивать творческое воображение и творческую активность детей.
КОРРЕКЦИОННАЯ ЗАДАЧА: улучшение дыхания и голоса развитие общей и мелкой моторики.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, фишки обозначающие гласные и согласные звуки, полоски – слоги, полоски – слова, игрушки, план – схема.
Ход ЗАНЯТИЯ:
ОРГ. МОМЕНТ: вспомнить гласные и согласные звуки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Прослушать стишок: белые бараны били в барабаны
Без разбора били, лбы себе разбили.
2. Какой звук часто встречается в этом стихотворении?
Звук Б – губы закрыты, сильным напором воздуха открываем губы.
Звук Б – согласный, звонкий, твёрдый, мягкий.
3. Д/и «Кто внимательный» поднять фишку синюю – звук Б твёрдый, зеленую – звук Б мягкий: Б, Б, БЬ, Б, БЬ, БЬ и т. д.
4. Д/и «Подними не ошибись» (красная, синяя, зелёная фишки) : аб, абь, обь, би, бы, бу, уб, би и т. д.
5. «Скажи твёрдо и мягко» (с мячом, встать в кружок: ба – бя, бо – бё, бу – бю, бы – би и т. д)
6. Д/и «Раздели словечко» выложить схемы слов из слогов: баран --.
7. Д/и «Подбери словечко» к данной схеме придумать слово:
--, -- --, -- --.
8. ФИЗМИНУТКА.
9. Составить схему предложения и полосок.
10. К заданной схеме подобрать предложение.
11. Составить рассказ по план – схеме о домашнем животном: 1. Внешний вид животного, части его тела. 2. Где живёт (берлога, нора, коровник) 3. Чем питается? 4. Как зовут детёнышей? 5. Какую пользу приносят человеку? (выбрать игрушку о которой будешь составлять рассказ)
12. Итог. Какие звуки мы сегодня повторяли? О ком мы учились составлять рассказ?