Наталья Леднёва
Конспект НОД «Волшебная природа» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать связную речь. Расширять круг чтения, словарный запас, активизировать словарь (повадки, гущина, пучеглазый, хвостишко, комары – толкунцы, врозь, подпалины). Учить, используя иллюстративный материал, эмоционально и выразительно описывать повадки животных, передавать последовательность событий, изложенных в рассказах Е. И. Чарушина. закреплять умение и работать в команде.
Материал: Книги Е. И. Чарушина, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям. Конверты с набором карточек (формат А4) с картинками к рассказам «Медвежата», «Болтливая сорока». Мольберты, запись «Звуки леса».
Публикация «Конспект НОД „Волшебная природа“ (старшая группа)» размещена в разделах
Предварительная работа: Чтение произведений, рассматривание иллюстраций и малых скульптурных форм, созданных Е. И. Чарушиным. Проведение викторины «Угадайка» (по произведениям писателя, интегрированного занятия «Сегодня я анамалист» (животные в произведениях Е. И. Чарушина, конкурса детских рисунков. Просмотр мультфильмов, познавательных программ о животных. Подбор книг и иллюстраций по теме.
Воспитатель (указывает на портрет Е. И. Чарушина). Вы знакомы с этим писателем? (ответы детей) О ком он писал? (о животных) какой из рассказов Е. И. Чарушина, которые мы читали, вам запомнился и почему? Что вам понравилось больше всего в этом рассказе? (Ответы 3 – 4 ребенка). Затем дети подходят к выставке.
Воспитатель. Как называется художник, изображающий животных? (Анималист). Кто был художником – иллюстратором этих книг? (сам писатель) Евгению Ивановичу доставляло огромное удовольствие наблюдать за характером, повадками животных и отражать свои наблюдения в рисунках. Какими изображал Чарушин героев своих рассказов? (они как живые, настоящие) выберете рисунок, который понравился больше всего.
Воспитатель. Внимательно рассмотрите иллюстрацию и скажите, из какого рассказа изображенный на ней персонаж. Опишите, как он выглядит. Подумайте, какой у него характер. Расскажите о повадках этого животного. (дети составляют рассказы).
Воспитатель. Вы успешно справились с первым заданием. Чье описание персонажа вам больше всего понравилось? Почему? (ответы детей).для выполнения следующего задания вам нужно разделиться на две команды и выбрать капитанов.
Воспитатель. Капитаны, получите конверты с заданием. Каждая команда должна по иллюстрациям отгадать название рассказа и разложить картинки в соответствии с его сюжетом. Правильность ваших ответов оценит команда соперников. Дети вынимают из конвертов карточки с картинками к рассказам «Болтливая сорока» и «Медвежата», выкладывают их на мольбертах в соответствующей последовательности. Капитан каждой команды называет произведение и кратко излагает его содержание по картинкам. Команда соперников подтверждает или опровергает его рассказ.
Разминка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
По дорожке леший шел,
На полянке гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок,
Вот и полный кузовок.
Леший охает: устал
Оттого, что приседал.
Леший сладко потянулся,
А потом назад прогнулся,
А потом вперед нагнулся
И до пола дотянулся.
Влево, вправо повернулся,
Вместе с нами улыбнулся.
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
Воспитатель. Продолжим разговор о произведения Чарушина. У этого писателя много интересных книг. Недавно я нашла рассказ, который мы еще не читали. Мне он так понравился, что захотелось познакомить вас с его героем. Интересно, догадаетесь ли вы, о каком животном говориться в этом произведении.
Читает рассказ Е. И. Чарушина «Лесной котенок»
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, — шагов пять в ширину, десять в длину. Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес. Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты. Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась! «А нет ли тут дичи?» — думаю. Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего. Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками. Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул, и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал. А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь. Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел, было, я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил, и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.
Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть. Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал, наконец, на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится. Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс. Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо - мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался. А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.
Воспитатель. Интересный рассказ? С какой любовью писатель изображает повадки маленького рысенка! Почему автор называет рысенка лесным котенком? Как рысенок себя вел? В своем рассказе писатель использует такие слова, как «пучеглазый», «хвостишко». Что они означают? (Пучеглазый означает с большими глазами. Хвостишко – маленький хвостик). Вы поняли, что такое «гущина»? (Это густые заросли) автор пытается подобрать слова, которые помогают читателям как будто увидеть своими глазами и лесную чащу, и забавного котенка – рысенка, и внимательного охотника, наблюдающего за игрой. Почему охотник решил уйти с полянки? (он испугался. Рядом с детенышем всегда находиться его мать – рысь. Это опасный зверь. Рысь будет защищать малыша.)
Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, вспомнили произведения Е. И. Чарушина. встретиться с героями его книг можно в нашем книжном уголке.