Наталья Егорова
Конспект НОД Тема: «Итоговая беседа об осени».
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей: об осени как времени года, ее признаках (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, типичные осадки и др.); о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы.
- Развивать логическое мышление – устанавливать связь между знакомыми фактами. Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свое мнение.
- Воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить, прививать умение внимательно слушать и не перебивать товарищей.
Публикация «Конспект НОД Тема: „Итоговая беседа об осени“,» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Словарная работа: золотая осень, непогода, ненастье, позолота, унылая пора.
Предварительная работа: Наблюдения за объектами живой и неживой природы на улице; сбор природного материала (листьев березы, клена, дуба, осины, крылаток, шишек, желудей, каштанов, семян бархатцев, вьюнков; уборка урожая на огороде; экскурсия в парк; изготовление поделок из природного материала, рассматривание картин В. Волков «Осень», И. Левитан «Золотая осень», М. Машков «Синие сливы», беседы и составление рассказов по картинам; чтение произведений про осень М. Ивенсен «Падают, падают листья», А. Пушкин «Унылая пора….», И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Оборудование: Репродукции картин Исаак Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень», запись ветра и облетающей листвы, засушенная листва для игры. Плакат с изображением березы и клена без листьев, листья для коллективной аппликации, клей, кисточки, салфетки (на каждого ребенка, баночки для клея (8 штук). Обруч для хоровода, муляжи овощей (морковь, лук, капуста, машина-грузовик.
Ход
Приглашаю детей к окну загадкой:
Вот художник, так художник
Все кусты позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так, как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (ОСЕНЬ) Да, действительно, это осень. Сегодня мы с вами поговорим о ней. Дети садятся за столы. Посмотрите на репродукции картин Исаака Левитана.
• Что изображено на них? (на картинах изображена природа осенью, осенний лес).
• Чем отличаются картины? (на одной картине изображен погожий солнечный день, и деревья все одеты в яркие наряды, листьев на деревьях много. На второй картине небо хмурое, серое, погода унылая, на деревьях очень мало листьев).
Вот так ребята, Исаак Левитан изобразил золотую или другими словами раннюю осень и позднюю осень (во время называния картин, показываю детям на ту, про которую говорю в данный момент)
• Так какие же изменения в природу вносит осень? (желтеют листья, небо становится хмурым, серым, часто идут дожди, высыхает трава, солнце слабо греет).
• Какого цвета осень? (золотая, лиловая, багряная, алая, рыжая, пестрая – листвой, серая – небом).
• Как вы думаете, в жизни животных происходят изменения с наступлением осени? (да)
• Какие это изменения? (животные запасают корм на зиму, утепляют норы, многие животные хорошо отъедаются и впадают в спячку до весны, перелетные птицы улетают в теплые края).
• Какие запасы делают животные? (ягоды засушивают, грибы, собирают орехи, зерно).
• Как осень меняет жизнь людей? (люди теплее одеваются, на ноги обувают теплые обувь).
• Почему теплее одеваются? (солнце плохо греет, очень часто оно прячется за тучами и облаками целыми днями).
• Летом мы с вами выращивали на огороде овощи, на участках у нас растут фруктовые деревья, на полях взрослые выращивали зерно. Что же осенью надо со всем этим делать? (собирать урожай, подготавливать землю к зимнему отдыху, копать землю).
• Чем знаменательна осень для детей? (началом нового учебного года)
• Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
• Я обобщаю: сентябрь - чародей цвета, отлетная пора птиц. Октябрь - месяц первых холодов и первого снега. Ноябрь - последний месяц осени – ворота зимы.
Динамическая пауза.
Предлагаю детям поиграть с листочками под запись ветра и шуршания опадающей листвы. Каждому ребенку раздаю по два листочка (березовые или кленовые).
Мы - листики осенние, на веточках сидели (ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул - полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели, и на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал и листочки все поднял (встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил, и на землю опустил (кружится по комнате, затем садится за столы).
Ребята, давайте мы с вами украсим нашу раздевалку осенней картиной? Для этого нам нужно немного потрудиться и сделать аппликацию с листочками. Посмотрите на плакат, на нем нарисованы деревья без листьев: береза и клен. Листья, которые вам понадобятся, лежат перед вами, вы с ними играли и кружились. Нужно быть внимательными, чтобы одеть листвой именно то дерево, от которого у вас листочки. Можете приступать к работе.
Дети делают аппликацию, педагог наблюдает и при необходимости подсказывает и помогает детям. По окончании работы, рассматриваем с детьми плакат с аппликацией, какие красивые деревья получились, листочки каждый на своем месте: березовые на березе, кленовые на клене. Молодцы ребята! Вместе с детьми выставляем работу в раздевалке.
А сейчас я вас приглашаю в хоровод! Дети встают в круг, звучит песня «Огородная - хороводная». В центре круга находится обруч, который имитирует корзину. Во время хоровода педагог под текст песни выбирает ребенка, дает ему овощ и дети песней приглашают его в центр круга, после танца ребенок шагает в обруч.
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай.
В группу заезжает мальчик с грузовиком. В грузовике у него угощение для ребят, дары осени – яблоки. Мальчик танцует с детьми, затем угощает детей яблоками. Дети загружают грузовик овощами и шофер уезжает. Дети садятся за столы и кушают яблоки.