Антонина Говорова
Конспект НОД «Тайное становится явным»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Тайное становится явным».
Цель: создать условия для развития у детей речи и формирования осознанного понимания нравственного смысла художественных произведений посредством ознакомления с особенностями графической манеры художника-иллюстратора В. М. Конашевича и сказок К. И. Чуковского и С. Маршака.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах, чтению сказок,
употребляют в речи сложные и сложноподчинённые предложения, эпитеты и сравнения,
Публикация «Конспект НОД „Тайное становится явным“» размещена в разделах
умеют выделить и объяснить средства выразительности, используемые художниками-иллюстраторами в сказках для передачи образа и поступков сказочных героев,
умеют оценивать и эмоционально откликаются на поступки сказочных героев.
Задачи:
Образовательные:
продолжать учить детей употреблять в речи сложноподчинённые предложения закреплять знания о жанровых особенностях сказки (повествует о том, чего в жизни не бывает; герои, в частности, животные, неодушевлённые предметы, живут и действуют, как люди, смелость и добро торжествуют над злом и трусостью
Развивающие:
развивать умение выделять средства выразительности (линия, пятно, цвет, используемые художником-иллюстратором, передающие характер образа и умение видеть скрытые, предполагаемые мотивы поведения героев сказок К. И. Чуковского и С. Маршака посредством использования объяснительной формы речи и средств языковой выразительности (сравнений и эпитетов,
развивать творческое и логическое мышление, память, воображение, мимические и пластические способности
Воспитывающие:
воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, лучшие качества, свойственные русскому человеку: смелость, храбрость, читательский интерес к книге, посредством сказок К. И. Чуковского и С. Маршака,
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие», интегрируется с направлением «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, театрализованная, познавательная.
Наглядный: рассматривание предметных картинок к загадкам,
иллюстраций В. М. Конашевича к сказкам Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Чудо-дерево» и С. Маршака «Вот какой рассеянный», портрета В. М. Конашевича.
Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова, народной мудрости.
Практический: вытягивание жребия, нахождение предметной картинки, прикрепление её к мольберту, рассказывание отрывка из сказки мимикой и жестами
Приемы: заинтересовывающий момент (тайна, которую нужно было сохранить, создание игровой ситуации, смена деятельности.
Индивидуальная работа: в ходе совместной деятельности задавать вопросы различной трудности, учитывая индивидуальные особенности детей, оказывать помощь при затруднении по потребностям.
Оборудование: мультимедийный экран, слайд с иллюстрациями В. М. Конашевича, на котором изображены муха, паук, башмаки, солнце, чулки, крокодил, таракан, дерево, книга, велосипед, слайд с изображением «Чудо-дерева», солнца, застолья, испуганных зверей, слайд, на котором представлены сказки Чуковского, слайд с изображением кисточки, линий, пятен, цветовой гаммы с оттенками, белого листа бумаги, декоративных узоров, слайд с портретом В. М. Конашевича, номерки с цифрами, иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Чудо-дерево», фонограмма вальса к сказке «Муха-Цокотуха», фонограмма марша.
Предварительная работа: чтение произведений К. И. Чуковского и С. Маршака, знакомство со средствами выразительности книжной графики (линия, пятно, цвет, рассматривание иллюстраций выполненных В. М. Конашевичем, театрализованные игры на развитие мимических и актёрских способностей, отгадывание загадок, игры на употребление в речи сравнений и эпитетов, рисование подвижной линией на тему; «Ёжик», «Цыплёнок», «Игра волшебных линий», разучивание пословиц и поговорок о дружбе, смелости, хвастовстве и других качествах человека.
Ход НОД.
Мотивация НОД: разгадывание тайны
В. Ребята, с каждым из вас я выучила загадку и просила держать её в тайне. Всем ли удалось сохранить тайну?
Молодцы! Пришло время раскрыть вашу тайну. Помощником нашим будет волшебный экран. Для того чтобы знать, кто за кем будет говорить, вытянем жребий.
Д. Тянут жребий, устанавливают очерёдность.
На экране появляются иллюстрации из сказок Чуковского (муха, бабочка, велосипед, дерево, таракан, паук, башмаки, носки, солнце, книга, крокодил, трамвай).
Д. Загадывают загадки, находят соответствующие иллюстрации.
На большой цветной ковёр села эскадрилья,
То закроет, то раскроет расписные крылья.
Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса,
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
В земле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Бьют его ногой и палкой, никому его не жалко,
он рыжий и усатый жук, ему не рады все вокруг.
8 ног, как 8 рук, вышивают шёлком круг.
Всегда шагаем мы вдвоём похожие как братья
Мы за обедом под столом, а ночью под кроватью.
В них упрячешь две ноги и на улицу беги.
Круглое и яркое, дарит всем тепло, встало утром рано,
По небу пошло, закатилось вечером за леском,
Угадайте, говорю о ком?
Говорит она беззвучно и понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней.
Спит зелёное бревно, в ил запуталось оно,
У бревна большая пасть, зубы в пасти просто страсть.
Осень в щель забирается, а весной просыпается.
В шубе летом, а зимой раздето.
Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет.
В. Как вы думаете, ребята, какую тайну скрывают эти картинки?
На экране, по углам, «чудо-дерево», солнце, застолье, испуганные звери.
Д. Отгадывают названия сказок с объяснением, определяют место картинки в группы по названиям сказок.
В. Такие разные и интересные названия, а всё же есть у них одна общая тайна. Какая?
Д. Сказки написал К. И. Чуковский, а картинки к сказкам нарисовал В. М. Конашевич.
На экране представлены сказки К. И. Чуковского.
В. Правильно! И в каждой книге живёт тайна, которую нам загадывает писатель, а художник – иллюстратор помогает понять образ героев, чтобы легче было раскрыть эту тайну. Давайте присядем и вместе попробуем раскрыть тайны некоторых сказок.
Звучит маршевая музыка.
В. Как вы думаете, кто из героев сказок К. И. Чуковского мог бы появиться под эту музыку и почему?
Д. Таракан, потому что музыка боевая, а таракан рычал, кричал, шевелил усами и говорил, что мигом всех проглотит и не помилует, хотел съесть всех детушек зверей.
В. раздаёт детям иллюстрации из сказки «Тараканище».
В. Какой образ нам передаёт название сказки? Почему вы так решили?
Д. В сказке про него говорится так:
«Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та – ра – кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!»
Он великан, великанище, громила, злодей, чудовище, повелитель и т. д.
В. А какой образ нарисовал художник?
Д. Хвастун, хвастунишка, обыкновенная козявочка, жидконогая букашечка, об этом говорят поза и величина таракана.
В. К. И. Чуковский, чтобы подчеркнуть величину таракана говорит про него, «усач», а как вы представляете себе «усача»?
Д. Усы длинные-предлинные, не усы, а усищи, усы длиннющие.
В. Как повели себя звери?
Д. Они испугались, задрожали, в обморок упали, волки скушали друг друга, слониха задрожала и села на ежа и т. д.
В. Найдите иллюстрации, на которых художник изобразил испуг зверей. Как вы догадались?
Д. Звери разбегаются, вещи в беспорядке, разбросаны, художник использует чёрные, волнистые, зигзагообразные линии.
В. Кто же не побоялся таракана? И как его можно назвать?
Д. Воробей! Про него можно сказать, что он храбрец, победитель, бесстрашный, храбрый.
В. Вот и раскрыта тайна. Это сказка о хвастовстве, трусости и храбрости. Как говорит народная мудрость про такие качества человека?
Д. О хвастовстве: Медведь грозился, да в яму свалился.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
О дружбе: Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
О победе: Победа не даётся без борьбы.
Мало победы ждать, надо победу взять.
О смелости: Для смелого солдата и рукавица- граната.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
О трусости: Трус - что заяц: и тени своей боится.
Трус и таракана принимает за великана.
О храбрости: Храбрость стоит, а трусость бежит.
Храбрость превосходит силу.
В. А теперь давайте представим себе на минутку необычно страшного зверя.
Физкультминутка
В. «Ай, дили, дили, дили, а мы кого-то видели
Глазастого, ушастого, рогастого (имитируют глаза, уши, рога)
Он сидел под кустом, громко щёлкал языком (приседают, щёлкают языком)
Может это был медведь? (дети имитируют движения медведя)
Может это был козёл? (дети имитируют движения козла)
Может это серый волк из леса пришёл? (имитируют волка)
Д. Не успели рассмотреть, потому что испугались и со страха разбежались
(убегают, воспитатель догоняет).
В. Ой! Я денежку нашла.
Д. Рассматривают монетку. Звучит вальс к сказке «Муха-цокотуха».
В. Как вы думаете, какое событие может характеризовать эта музыка?
Д. Пир, именины, веселье, бал.
В. Какую-то сказку напоминает денежка и музыка.
Д. Сказку про муху-цокотуху, потому что муха денежку нашла и музыка весёлая, праздничная, как у мухи у в гостях.
В. Правильно ребята! Давайте вспомним эту сказку.
Читает начало сказки, раздаёт детям иллюстрации к сказке.
Что можно сказать об этих иллюстрациях?
Д. Они красивые, красочные, декоративные.
В. Как этого добился художник-иллюстратор?
Д. Мы видим, что художник изобразил яркими пятнами косынку у мухи, крылышки у стада божьих коровок, забор у домика, сачок у кузнечика, декоративность в розах, в цветах, завитушках и листьях.
В. Посмотрите на иллюстрации, в чём проявилась творческая выдумка и воображение художника?
Д. Герои сказки нарисованы, как люди. Летит стрекоза, а у неё на голове чепчик, в лапках сумочка. Бабочки красавицы в нарядных платьях, с сумочками, узорными крылышками. Кузнечик старый и хромой, но идёт в гости, жук солидный, потому что в шляпе и с бабочкой.
В. Как вы думаете, о чём может размышлять кузнечик?
Д. Он может переживать, что опоздает, потому что хромой, а может быть раздумывает: идти ему на праздник или не идти, ведь он старый и больной.
В. Сколько можно придумать самим, глядя на иллюстрации в сказках. Ещё художник – иллюстратор для того, чтобы мы могли понять состояние героев, рисует их мимику и жесты. А мы можем показать мимикой и жестами продолжение сказки. Попробуем!
Дети выходят на ковёр, воспитатель читает отрывок из сказки, а дети показывают мимикой и жестами.
«Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу муху в уголок поволок,
Хочет бедную убить
Цокотуху погубить.
Вдруг откуда-то летит маленький комарик
И в руке его горит маленький фонарик
Подлетает к пауку, саблю вынимает
И ему на всём скаку, голову срубает».
В. Догадались какая тайна скрыта в этой сказке?
Д. Да! Нужно быть смелым и храбрым, если ты даже маленький. Нужно помогать, попавшим в беду.
В. Посмотрите на волшебный экран, что он хочет нам сказать?
На экране кисточка, линии, пятна, цветовая гамма с оттенками, белый лист бумаги, декоративный узор.
Д. Конашевич рисовал на листе белой бумаги контурной подвижной линией, заполняя рисунок акварельной краской. Рисунки украшены декоративными узорами. Художник использует много красок и оттенков, но все они дружат между собою.
В. А сейчас я раскрою вам ещё одну тайну.
На экране портрет В. М. Конашевича.
Давно, когда не было на свете ни вас, ни меня, родился в нашем городе Новочеркасске мальчик. Родители назвали его Володей. Он мечтал быть моряком или строить корабли. Он любил смотреть на звёзды, слушать музыку и даже хотел стать скрипачом. А потом ему понравилось рисовать. Он уехал вместе с мамой и папой в Москву, учился в университете рисовать и стал художником. Когда же у него родилась дочка, он стал рисовать картинки к сказкам, и они нравились всем детям. Так он стал художником-иллюстратором.
Теперь вы знаете, что в нашем родном любимом городе родился и жил знаменитый художник-иллюстратор Владимир Михайлович Конашевич.
Рефлексия.
А вам нравятся иллюстрации Конашевича к сказкам? Каким сказкам и почему?
Д. Рассказывают о своих впечатлениях.