Елена Никитаева
Конспект НОД «Составление рассказа по картине К. Брюллова «Всадница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие умения составлять описание картины.
Задачи: -развитие умений описывать внешность, обстановку, пейзаж,
передавать эмоции, вызываемые картиной,
- закрепление понятий «портрет», автопортрет, «теплые и холодные цвета»,
- знакомство с понятием «контрастные цвета», «палитра»,
- обогащение и активизация словаря,
- воспитание интереса к шедеврам мировой культуры.
Оборудование:
1. Репродукции картин К. Брюллова:
Публикация «Конспект НОД „Составление рассказа по картине К, Брюллова „Всадница“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
- "Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини",
- "Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей и арапчонком",
- "Автопортрет",
- "Портрет И. А. Крылова"
- Картина «Всадница».
- 1-2 портрета другого автора, отличающийся стилем, относящийся к другой эпохе.
2. Магнитофон, фонограммы: "Звуки природы: "Ржание и стук копыт лошадей",П. И. Чайковский Цикл "Времена года. Сентябрь. Охота. "
3. Набор «Цветовые таблички» для подбора палитры.
4. Образцы тканей, кружева, шляпы, шарфы различных видов.
5. Мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию.
Словарь: теплые и холодные цвета, портрет, контрастные цвета, палитра, верховая езда;
вороной скакун; конь, густой парк, шелк, прозрачная ткань, уверенный, гордый вид, хозяйка, младшая сестра, блестящая шерсть, вставать на дыбы, держать под узцы.
Ход занятия:
1 Введение.
Дети заходят под музыку П. И. Чайковского- Цикл «Времена года. Сентябрь. Охота.
Рассматривают выставленные картины Брюллова (кроме картины «Всадница»)
-Как вы думаете, что мы будем сегодня на занятии изучать?
-Как вы считаете, эти картины -работа одного художника, или их написали разные авторы? Почему?
-Какие картины по-вашему написаны другим автором? Как вы догадались?
-Что общего у всех этих картин? (Это портреты)
-Чем отличаются эти портреты? (Количеством персонажей, в полный рост или только верхняя часть тела, художник изобразил самого себя- автопортрет, или художник изобразил других людей)
2
Основная часть.
Карл Павлович Брюллов — один из крупнейших русских художников XIX века. Среди его произведений около 120 портретов. Некоторые из них вы сейчас увидели. А изучать мы сегодня будем очень необычный, знаменитый портрет. Заказала его близкий друг художника, графиня Юлия Самойлова, когда он жил в Италии.
Попробуйте угадать, чем он необычен, послушав вот эту запись. (Звучит фонограмма «Ржание и стук копыт лошадей»). (Выслушиваются предположения детей).
Открывается картина.
Немногие знают историю создания и судьбу этого произведения. «Всадница» была написана в 1832 году, когда Карл Павлович Брюллов жил в Милане, на севере Италии. Близкий друг художника, состоятельная аристократка Юлия Самойлова заказала молодому мастеру портрет своих воспитанниц. Это были дочь и юная родственница умершего композитора Джузеппе Пачини. Вы можете их увидеть и на других портретах (рассматривание-"Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" ,"Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей и арапчонком")
Карл Брюллов написал портрет в настоящую величину, изображающий девушку на лошади и девочку, которая на нее смотрит. Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством.
Беседа
-Почему картина называется «Всадница"?
-Что на ней изображено? Кого мы видим?
- Как вы думаете, какой момент жизни двух сестёр изображён на полотне? (дать пофантазировать)
-Чем мы восхищаемся?
-С чего начать описывать картину? (С лица всадницы)
Подберите слова для его описания. Рассмотрите прическу, шляпку. Что вы заметили?
Какие слова можно подобрать к глазам? (карие, гордый взгляд)
Как она смотрит? (гордо)
Какие у нее волосы, шляпка и вуаль?
Какого цвета вуаль? (зелёная, изумрудная)
Что она делает? (развевается на ветру)
- В каких тонах написана картина? (картина написана в ярких тонах, краски контрастируют. Здесь есть и белый цвет, и голубой, и розовый, и тёмные тона)
Уточнение понятия «контраст».
Подбор палитры - практическая работа с набором «Цветовые таблички».
Наблюдение, как контрастное сочетание красок подчеркивает фигуру всадницы.
-Почему так ярко выделяются всадница и ее сестра?
-Каким образом художник выделяет фигуру девушки? (она изображена на тёмном фоне старинного парка, её блуза голубая, а белая юбка струится по тёмной спине скакуна)
Давайте составим рассказ по картине, используя наши таблички- опоры. (мнемотаблицы- человек- лицо- одежда- конь- маленькая девочка- собаки- задний фон- пейзаж- вопросительный знак-сердце)-
Описываемые детали рассматриваются на большом экране в презентации.
Составьте предложение про шляпку и вуаль Рассматривание образцов ткани, наблюдение за движением прозрачной тонкой шали при движении, ветре.
Какое слово можно подобрать к шляпке? (дорогая, модная, красивая)
Чем она украшена? (вуалью)
-Какая из наших шляп больше бы подошла такой даме? Почему?
Составьте предложение про шляпку и вуаль (модная шляпка украшает прекрасную головку. Легкая вуаль развевается на ветру.)
Практическая деятельность. Рассматривание образцов ткани, подбор похожих. Наблюдение за поведением тканей на ветру (дети дуют на ткань, подбирая подходящую для вуали).
Дальше мы будем описывать одежду. (голубая блуза и белая развевающаяся юбка)
Во что одета всадница? (в блузу и юбку)
Какого цвета блуза и из какого материала? (голубая атласная блуза)
Чем она украшена? (белым кружевным воротничком)
-Что такое кружево? Найдите кружево и атлас в наших материалах.
Какие рукава у блузы? (пышные)
Опишите морду коня (оскаленная морда, горящие глаза)
Что он делает? (встал на дыбы и ржёт)
Какие слова можно подобрать коню? (резвый вороной конь, скакун, с блестящей шерстью)
-Что он делает?
Физкультминутка: «Всадники»
-Кто еще изображен на картине? Опишите девочку.
Что делают собаки? (одна смотрит на младшую сестру, а вторая бежит у ног коня)
Что делает девочка? (Младшая сестрёнка стоит на крыльце и с восторгом смотрит на старшую сестру. Маленькие ручки крепко держатся за перила)
Как она смотрит на свою сестру (восторженно)
Какие у неё глаза? (карие)
Какой ротик? (алый, маленький)
Какие волосы? (чёрные волосы)
Во что она одета? (На ней надето розовое атласное платьице, из-под которого видны кружевные штанишки. Ножки обуты в зелёные туфельки)
Кто находится около неё? (собака)
Что делает собака? (преданно смотрит на свою маленькую хозяйку)
Что мы видим на заднем плане? (старинный парк)
Какой он?
Что мы видим у ног коня? (маленькую собаку)
Что делает пёс? (лает)
Придумайте историю, как герои здесь оказались.
Дидактическая игра «Экскурсоводы»- Рассказ о картине по опорным мнемотаблицам.
3 Подведение итогов.
Что вам больше всего понравилось в этой картине?
Графиня Самойлова очень любила эту картину, даже обеднев, она ее не продала, а уехала вместе с ней из Италии в Париж и рассталась с картиной лишь в самом конце жизни, в 1875 году.