наталья ерошкина
Конспект НОД «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Синичкин день» в средней группе
Цель: вызвать интерес к осеннему празднику «Синичкин день», активизировать словарь детей, способствовать проявлению игрового и художественного творчества, бережного, заботливого отношения к птицам.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление;
Публикация «Конспект НОД „Синичкин день“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- учить наблюдать за птицами, оберегать, заботиться о них, подкармливать.
Развивающие:
- развивать зрительную память;
- закрепить и правильно называть цвета;
- развивать фантазию, воображение, творчество;
- развивать игровую деятельность детей, двигательную активность, координацию движений, умение совместно действовать во время игр.
- развивать мелкую моторику кисти рук (во время лепки).
Воспитательные:
- воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам;
- вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» : учить внимательно слушать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов. Активизировать в речи понятия, связанные со строением тела птиц, их действиями. Упражнять в звукоподражании.
ОО «Познавательное развитие» : познакомить детей с жизнью синиц, их местом обитания и другими птицами нашего города (воробей, ворона). Продолжать учить различать птиц по внешнему виду называть их, поддерживать познавательный интерес.
ОО «Физическое развитие» : учить выполнять игровые действия, способствовать совершенствованию выполнения детьми основных видов движений, развитие физических качеств.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : закреплять способ отрывания кусочка пластилина от целого куска и нанесение его на картон.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : воспитывать умение слушать друг друга и воспитателя, совместно действовать во время игр.
Виды деятельности: познавательная (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, коммуникативная, игровая, двигательная, исследовательская, продуктивная.
Материал и оборудование:
Картинки с изображением птиц (воробей, голубь, ворона, синица).
Игрушка – попугай Кеша, музыкальное сопровождение, презентация «Синичка - невеличка».
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц на прогулке;
2. Беседы, чтение стихов: Г. Ладонщиков «Наши друзья», потешек, Чарушин «Воробьишко»С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др., загадывание загадок;
3. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные»;
4. Дидактические игры «Назови птицу», «Кто как кричит?», «Какой птицы не стало?», «Кто прилетел на кормушку?»;
5. Рассматривание книжных иллюстраций: «У кормушки», «Природный мир нашего детского сада», альбома «Пернатые – наши друзья»»;
6. Просмотр мультфильмов о птицах;
7. Пальчиковые игры: «Зимующие птицы», «Птички», подвижные игры:
«День – ночь», «К нам летите», «Воробышки и автомобиль», «Воробышки и кот», «Наседка с цыплятами»; упражнение «Птенчики»;
Артикуляционная гимнастика: «Громко и тихо птички поют»;
8. Продуктивная деятельность:
Рисование: «Красивая птичка», «Птичка клюёт зёрнышки»,
Лепка: «Корм для птиц».
Словарная работа: червивые (фрукты, синица, воробей, дятел, ворона, кормушка, корм, зерно,
Ход НОД:
Восп. : Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
По дороге по прямой шла зима с морозами,
Шла зима с морозами, снег стелила розовый.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы. Сегодня мы их поприветствуем. Послушайте загадку:
Ей на месте не сидится,
Всё летает целый день.
Суетится, суетится,
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте, что за птица?
То весёлая… (синица).
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник имеет». «Невелик синица, а голосок востер», «Синица – воробью сестрица», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».
Синичка – маленькая птичка (её масса 20 граммов, а длина 15 сантиметров). Весь летний день она в делах : нужно накормить голодных птенцов.
– Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы; если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.
Послушайте стихотворение про синичку :
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.
Воспитатель: ребята, как вы думаете легко ли в холодное время птичкам добыть корм?
Дети: нет, нелегко.
Сало и зернышки, хлеба горбушка
Птиц угощает зимою…
Дети: кормушка.
Воспитатель: теперь позовем синичек.
Синичка, синичка
Маленькая птичка,
Прилетай в наш детский сад
Каждый будет тебе рад.
Сало, крошки, зерна
Будешь ты довольна.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.
ИГРА «СИНИЧКИ»
Дети — «синички» сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза.
Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.
Вот в гнезде проснулись птички —
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.
«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «пи-пи-пи» Птички, крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям,
По садам и по лесам.
Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате.
Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювики стучат.
-Вкусно!-птички говорят.
Присели на корточки, стучат пальцами по полу-«клюют».
Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!
«Кот» (ребенок) крадется к детям. «Птички» летят в гнездо. Кот их ловит. Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какие еще птички остаются на зиму в наших краях и не улетают в теплые страны.
(воспитатель загадывает загадки)
Воспитатель: Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это?
Дети: воробей!
Воспитатель: Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг.
Дети: дятел!
Воспитатель: Верещунья, белобока, а зовут её ….?
Дети: сорока!
Воспитатель: На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится? ” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я … .
Дети: ворона!
Воспитатель: правильно, молодцы!
Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Под снегом сложно отыскать корм. Чтобы птицы не погибли от голода, люди подкармливают их.
– Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины и другой корм.
– А синичек можно угостить их любимой едой: несоленым и слабосоленым салом, семечками тыквы, подсолнечника, арахисом и др.
– Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма:
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, – и не страшна
Будет им зима.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы добрые и чуткие. Вы заботитесь о птицах, кормяте их во время прогулки. Наблюдаюте, какие птицы к нам прилетают на участок, на кормушку, что едят.
У нас на участке есть дерево – рябина. Все птицы любят ягоды рябины. Они их зимой спасают от голода.
Воспитатель. Наши птицы проголодались. А чтобы они поели, вы – ребята, должны приготовить им корм. Выручим наших птиц?
Воспитатель. Сейчас мы поможем нашим пернатым друзьям и сделаем для них много ягод-рябинок. ( На столах лежат заготовки: «Листики рябины», но без ягод. Дети должны сделать грозди рябины)
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» :
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки. Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза, - «режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой, – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же, – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны».
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель рассматривает работы, хвалит детей. Птички вам говорят спасибо, за то, что вы им такой вкусный «корм» приготовили и накормили. Вы все мне очень понравились. А мне пора улетать к другим ребятам. Я всем хочу рассказать о Синичкине дне, чтобы все ребята и взрослые встречали и помогали зимующим птицам холодной зимой.
Воспитатель: Вы сегодня все хорошо работали и старались, а что вам больше всего понравилось на занятии? Запомнилось? Какое у вас настроение?
Воспитатель. А сейчас пойдем с вами на улицу и покормим остальных птиц, которые прилетят на наш участок, а мы скажем им «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые. Вы - наши друзья».
Литература:
1. «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., Кондратьева Л. Н.
2. Комарова Т. С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-3лет. / М: Мозаика-Синтез, 2008;
3. Лыкова И. А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
4. Программа «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений.