Любовь Кучина
НОД «Секреты бересты» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений у детей о березе и бересте через приобщение детей к изготовлению поделок из бересты.
Программные задачи:
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Воспитательные:
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе;
Умение работать в микрогруппах
Обучающие:
Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари;
Публикация «НОД „Секреты бересты“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Познакомить со свойствами бересты, строением и использованием в быту;
Обогащать словарь детей словами-прилагательными.
Материал: кора березы необработанная, заготовка бересты для изготовления поделки, берестяные изделия, иллюстрации, схемы о пользе бересты, тарелочки, тазики, подносы, пинцеты, запись мелодии народов коми, березовый сок.
Словарная работа: гибкий, прочный, пластичный, легкий, эластичный, упругий, долговечный.
Ход:
(На предыдущем занятии у детей были сформированы знания о пользе березы : березовые дрова, веники для бани, мебель).
-Ребята, в прошлый раз мы с вами познакомились с секретами березы. Давайте вместе вспомним, какую же пользу приносит береза человеку. (дети рассказывают о пользе березы).
-Теперь мы знаем, что береза – это очень щедрое дерево.
Люблю березку русскую. То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике.
С красивыми застежками, с зелеными сережками!
- С какой любовью написал поэт А. Прокопьев это стихотворение!
Как вы думаете, все ли секреты о березе мы узнали с вами? (ответы детей)
Сегодня я вам поведаю новый и очень важный секрет березы.
Вам знакомо слово «береста»? (ответы детей)
Береста – это и есть березовая кора - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления бытовых вещей, игрушек, украшений.
Иногда люди говорят «берёста». И в том и в другом случае произношение правильное.
Может быть, кто-то из вас знает названия этих предметов? (рассматривание предметов из бересты) (ответы детей).
Из какого же материала сделаны все эти изделия? (воспитатель дает названия предметам быта из бересты : туесок, пестер, лапоточки и др.)
Ребята, как вы думаете, почему в Коми крае люди используют и использовали бересту? (ответы детей)
Вы правы, наши леса очень богаты различными деревьями, и, в том числе, березами.
В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей)
Сейчас я хочу поведать вам секреты мастеров, как правильно заготавливать бересту.
1. Заготавливают бересту летом, с середины июня в течение 2-3 недель, в период сокодвижения.
2. Собирают её с берез, растущих в тенистом смешенном лесу. Не рекомендуется заготавливать бересту с деревьев, растущих на болотистых местах. Такая береста имеет шероховатую поверхность с множеством крупных и мелких трещин.
3. Для плетения бересту заготавливают лентами и хранят в теплом помещении. При хороших условиях береста может храниться годами.
4. У бересты есть полезные свойства. Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.
5. Оленеводы сооружают чумы, охотники и рыбаки – шалаши.
Далее педагог читает стихотворение собственного сочинения:
Как красивы и прочны изделия из бересты!
Материал пригоден этот для любых вещей на свете!
Все предметы так прочны, легки, надежны и нужны.
Жизнь человеку облегчают, пусть те же лапти,
ведь они - от хвори всех людей спасают!
Кучина Л. А.
А сейчас я предлагаю вам пройти в мастерскую, где мы продолжим знакомство со свойствами бересты.
А чтобы нам, как мастерам было не скучно, включим коми народные песни. Они поднимали настроения мастерам, и работа проходила незаметно и легко. Работать будем в микрогруппах, исследуя свойства бересты, затем один из вас расскажет о своих исследованиях. (Дети надевают фартуки и рассаживаются за столы, где приготовлен материал для исследования: необработанная береста, береста для изготовления поделок на каждого ребенка, ванночки с водой, пинцеты, салфетки, тряпочки).
Далее педагог читает стихотворение собственного сочинения:
Славится же береста на все года, на все века.
Ведь все умельцы-мастера и по сей день с берёстою друзья!
И мы, ребята, с вами в мастерской
попробуем раскрыть секрет работы с берестой!
Кучина Л. А.
Далее дети работают самостоятельно по инструкции педагога.
-Вот этот кусочек бересты называется заготовка, из него будет изготовлено изделие. Возьмите в руки бересту. Давайте внимательно ее рассмотрим.
Перед работой мастера окунали заготовку бересты в горячую воду, что мы с вами сейчас и сделаем (дети вместе с воспитателем складываю бересту в тазики, затем педагог заливает горячей водой, накрывая салфеткой).
Как вы думаете, для чего это необходимо? (ответы детей). А пока береста отмокает, мы исследуем необработанную бересту.
Посмотрите внимательно, какая на ощупь береста? (ответы детей)
Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.
Что произошло с берестой?
Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.
Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.
А теперь я покажу вам фокус. Возьму две скрученные заготовки и соединю их между собой. Внутрь можно положить горошинки. У меня получилась очень интересное изделие, похожее на погремушку. И предлагаю вам тоже смастерить поделку для своих друзей.
(дети самостоятельно изготавливают поделки)
Ребятам предлагается позже, в свободное время, расписать поделку коми орнаментом.
А сейчас вспомним, с какими же секретами бересты мы познакомились сегодня? Я предлагаю каждому из вас раскрыть секрет бересты.
В следующий раз мы попробуем изготовить бусы из бересты для наших мам.
Ребята, я очень рада, что теперь и вы знаете все секреты бересты и сможете поделиться ими со своими друзьями и родителями. Вы очень старательно трудились в мастерской, работали дружно, активно. Спасибо вам!
И в завершении нашей с вами работы, я предлагаю вам испробовать березовый сок. (дети под музыку пьют сок, затем прибирают рабочие места).