Альбина Емельянова
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Путешествие с Шалтаем-Болтаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с элементами экспериментирования
Тема: «Путешествие с Шалтаем-болтаем» (содержания образовательных областей социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательно-исследовательское развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования „Путешествие с Шалтаем-Болтаем“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Цель. Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с водой, яйцами.
Задачи:
1. создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);
2. создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
3. обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
4. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять свойства предметов (познавательное развитие);
5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
6. способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельности:
• общение ребенка с взрослым;
• игровая деятельность;
• познавательно - исследовательская деятельность.
Тип, форма и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – комбинированный
Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Активизация словаря: слова, обозначающие свойства воды, прозрачная, не прозрачная, тонет, не тонет и т. д.
Материалы и оборудование: стаканы с водой, соль, сахар, зубочистки, яйца, мыло, молоко, ватные палочки (по количеству детей)
Вводная часть
В: Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?
Вводная часть (мотивационный момент)
В: Сегодня у нас необычный день – сегодня мы станем с вами учеными.
Воспитатель задаё т вопрос детям:
А кто такие ученые? Чем занимаются? Что такое лаборатория? Обратите внимание на одежду, зачем нужна? Какие правила существуют при работе с колбочками, и т. д. Какие опыты мы проводили уже?
Прошу надеть шапочки, фартуки. Приступим.
Ребята, а кто же это к нам пришел? Это же … Шалтай Болтай.
Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.
Основная часть
Взрослый говорит от лица персонажа). Я пришел не один, а с друзьями (внести яйца с нарисованными глазками, ротиком).Ребята, давайте придумаем им имена. Моего друга зовут Лёлик. А твоего? (обращается к ребятам). Дети берут яйца, обсуждают имена.
Шалтай Болтай очень любит проводить опыты, не случайно он пришёл к нам в лабораторию. Ребята, мы поможем ему провести опыты?
Эксперимент №1 Взрослый предлагает детям провести эксперимент с яйцом и проверить можно ли отличить вареное яйцо от сырого, не разбив скорлупы.
на столах атрибуты для исследования по количеству детей Ребята, а можно ли отличить сырые яйца от вареных, не разбивая их?
Положите яйцо в тарелку и покрутите. Вот так (показывает).
Когда же они начнут быстро вращаться, быстро остановите их и как можно скорее уберите руки. Что наблюдаете? (Вареное яйцо неподвижно, сырое вращается.) Почему так происходит? (Внутри сырого яйца есть жидкость, которая по инерции движется. Жидкости обладают инерцией.) разбить 2 яйца для подтверждения эксперимента.
Дети самостоятельно выполняют опыт.
Эксперимент № 2 Опыт «Разбегающиеся зубочистки»
Дети подходят к столу, на котором стоят тарелки с водой, жидкое мыло, рафинад, зубочистки Молодцы ребята! Шалтай Болтай приготовил для вас задание. Давайте подойдем к столу.
Задание: А что будет если бросить зубочистки в воду? Почему? Давайте попробуем.
Хорошо. А если положим кусок сахара? Попробуем. А если капнем мыльный раствор? Дети выдвигают гипотезы, затем под руководством воспитателя выполняют самостоятельно опыт с зубочистками. Обсуждают. Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Дети вместе с воспитателем выходят в середину зала.
Физкульминутка:
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Дети повторяют вместе с воспитателем слова, выполняя движения. Эксперимент № 3
Подготовлены материалы для каждого ребенка: стакан с водой, яйцо, соль, ложка и т. д. Ш. Б. : Ребята, вы любите купаться? Кто был на море? На Байкале? Отличия?
Послушайте одну историю про моего друга Лё лика: Захотелось Лёлику искупаться. Что будет, если он нырнет в пресную байкальскую воду? Давайте проверим! Погружаем его в воду…. Утонул….
А как нам получить «морскую»воду? Правильно, добавить соль. Теперь добавим соль. Размешаем. Опустим его. Что произошло, почему?
Дети совместно с взрослым приходят к выводу о том что в Байкале вода пресная, в пресной воде яйцо утонуло. В море вода соленая, яйцо осталось плавать на поверхности воды.
Выводы: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть.
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Эксперимент № 4 Взрослый предлагает детям необычное рисование, без кисточек и красок. Рисование на молоке. Искупались наши друзья, а теперь пусть отдохнут а мы с вами сделаем для них сюрприз. Перед вами стоит тарелка с молоком. Сейчас я капну в каждую тарелку краситель. Возьмите ватные палочки, обмокните их в мыло. Теперь обмакните в молоко.
Здорово получается?. Почему так происходит?. Молоко жирное. А мыло создает пленку.
Как вы думаете, с водой так получится? Проверим? С водой не получится.
Дети выдвигают гипотезы, затем под руководством воспитателя выполняют самостоятельно опыт с молоком, водой. Обсуждают.
Рефлексия: итог НОД.
Оценка деятельности детей.
Дети садятся в центр зала.
Воспитатель говорит от лица персонажа Ребята, какое удивительное путешествие мы сегодня с вами совершили.
А что мы сегодня нового узнали?
Что запомнилось?
Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)
Воспитатель: Мы с вами на берегу Байкала. Ярко светит солнце. Дует свежий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
«Ребята, мне очень у вас понравилось. Вы большие молодцы. Я думаю, мы с вами еще встретимся. До свидания»
Дети вспоминают проделанные эксперименты. Закрепляют выводы.