Екатерина Растихина
Конспект НОД с элементами сказкотерапии «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия психолога по сказкотерапии в подготовительной группе: «Космическое путешествие»
Цель занятия:
- развитие у дошкольников произвольного внимания, зрительной памяти, мышления, восприятия, общей моторики, мелкой моторики рук, речи, произвольности, воображения и креативности;
- повышение учебной мотивации;
- способность к концентрации внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов;
- развитие наблюдательности, усидчивости, сосредоточенности, закрепление умения работать в парах;
- снижение напряжения, релаксация;
Публикация «Конспект НОД с элементами сказкотерапии „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- создание чувства сплоченности коллектива, положительного эмоционального настроя.
Методы и методики: сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, игры с правилами, дидактические игры, релаксационные упражнения, беседа психолога с детьми.
Материалы: ватман с изображением Солнечной планеты и ее жителей;
венки из желтой мишуры по количеству участников;
«пропуск на Землю» для всех детей;
разрезная картинка-фотография Папи и Пупи;
волшебная палочка;
медальки с изображением солнечных человечков;
запись с подвижной музыкой и мелодией для релаксации;
просторное помещение с ковром.
Количество участников: ведущая и 6 детей.
Время: 35-40 минут.
Яндекс. Директ Продавец: Научно-производственное предприятие АВ КОМПЛЕКС. Адрес: Россия, Новочеркасск, Фрунзе, 58, 44. ОГРН: 1166196093766Интерактивный логопедический столlogoped.avkompleks.ruСоответствует ФГОС! Приятная цена! Производитель!Скидка 10% или бесплатная доставка! Творческие конкурсы для педагоговpedprospekt.ruСайт всероссийских педагогических конкурсов для педагогов и детей. От 100 рублей.
Ход занятия психолога со старшими дошкольниками
Приветствие
Психолог. «Дети, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по Солнечной Галактике. Путь туда неблизкий, нужно преодолеть сложные испытания. Как вы думаете, мы справимся? (ответы детей).
Но прежде чем отправиться в дорогу, мы поприветствуем друг друга так, как здороваются солнечные человечки:
«Я хочу, чтобы все улыбались (каждый ребенок сначала показывает на себя, а потом на других,
Веселое настроение чтобы было у всех (разводит руки в стороны, обращаясь ко всем,
Пусть солнечный зайчик к нам в гости придет (поднимает руки вверх, медленно опускает вперед,
И душевный покой нам всем принесет» (прикладывает руки к сердцу).
«А давайте еще вспомним, как можно поздороваться без помощи слов?» (ответы детей).
Звучит динамичная музыка. Дети двигаются по комнате. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару и поздороваться различными способами (пожать руку, похлопать по плечу, обняться, кивнуть друг другу головой и т. п.). Игра повторяется 2-3раза.
Психолог. «Сейчас я вас приглашаю сесть в кружок на ковер
Сказкотерапия «Солнечные человечки»
Однажды на планете Солнце в обычной семье солнечных человечков родились брат и сестра Папи и Пупи. Через несколько лет они пошли в солнечный детский сад. Они учились там рисовать с помощью света, петь, танцевать, лепить солнечных человечков, летать по воздуху – так они готовились к поступлению в первый класс солнечной школы. И вот однажды на одном из занятий они узнали, что в их солнечной системе существует планета, которая называется Земля. Там тоже есть вода, леса, горы, а живут там не солнечные человечки, а земные. Они не летают по воздуху, и там все совсем по-другому выглядит. Папи и Пупи очень захотели больше узнать о земных человечках и про саму планету Земля.
На следующий день наступили выходные. Папи и Пупи сидели дома с родителями и смотрели свою любимую передачу по телевизору. Вдруг передали экстренный выпуск новостей. Диктор сообщила, что на солнце произошли сильные вспышки, и солнечные ученые очень обеспокоены этим явлением. Знания об этих вспышках есть только у ученых планеты Земля. Здесь по телевидению выступил верховный правитель Солнечной планеты и сообщил, что идет набор первоклассников, которые готовы отправиться на планету Земля и пройти там обучение, а также побольше узнать о вспышках на солнце.
Земные правители готовы принять только дошкольников с Солнечной планеты, так как более взрослых представителей планеты пускать к себе боятся: вдруг солнечные жители захотят захватить планету Земля, а не просто набраться знаний. Все земляне готовы принять восемь детей, поэтому отбор будет очень строгим.
Дети, как вы считаете, что нужно знать и уметь, чтобы попасть на Землю?»
Примерные ответы детей:
Научиться правильно держать и использовать земные приборы – ручку и карандаш.
Слушаться земных учителей, быстро выполнять инструкции и придерживаться земного распорядка дня.
Солнечные дети должны иметь хорошее воображение, память и изобретательность, а также должны быть любознательными, чтобы изучить все о вспышках на Солнце и, вернувшись, помочь спасти свою планету.
Дети должны быть очень внимательными, смелыми, сильными.
«Когда Папи и Пупи услышали слова верховного правителя, они поняли, что у них появился шанс попасть на Землю, да еще и спасти свою собственную планету. Папи и Пупирешили как можно быстрее пройти все испытания».
Психолог. «Дети, а давайте вместе с Папи и Пупи попробуем отправиться в путешествие на Землю, и поможем людям Солнечной планеты! Закройте глаза и представьте себя солнечными человечками. Вы светитесь ярким желтым светом. Вы легки, как воздух. Взмахните руками – они стали очень легкими. (В это время практический психолог надевает на голову детям и себе венки из мишуры и продолжает говорить.) На голове у вас появляются солнечные лучики. Почувствуйте себя солнечными человечками и придумайте себе имена – имена солнечных человечков. А сейчас откройте глаза».
Дети открывают глаза и осматриваются.
«Здравствуйте. Я председатель комиссии по отбору солнечных детей на планету Земля. Сейчас вы пройдете несколько испытаний. Если вы пройдете их успешно, то получите пропуск на планету Земля. По очереди назовите свои имена».
Дети называют вымышленные имена. При осложнениях практический психолог напоминает имена сказочных персонажей как образцы имен.
«Дети, я приглашаю вас в солнечный зал, садитесь, пожалуйста, за столики.
Итак, первое задание: научиться правильно держать и использовать земные приборы – ручку и карандаш. Сейчас мы проверим, насколько ваша рука готова к тому, чтобы успешно использовать ручку и карандаш. Я буду показывать вам различные движения руками, а вы должны их повторять вместе с Папи и Пупи».
(Звучит веселая ритмичная музыка)
Ведущая предлагает упражнения
Пальчиковая гимнастика.
Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
Прижать руку к столу ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.
Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.
Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.
Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
Ладони лежат на столе. Задача ребенка – по очереди поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
«Что же, молодцы! Похоже, все справились с первым испытанием. Перейдем ко второму. Дети, подойдите все, пожалуйста, ко мне, и станьте в круг.
Итак, избранные дети должны слушаться земных учителей, быстро выполнять инструкции и придерживаться земного распорядка дня. Начнем с распорядка дня. Дети, а какие части суток вы знаете? (Дети отвечают.) Молодцы, я вижу, вы всерьез хотите попасть на Землю. А теперь проверим, какие вы все внимательные и послушные, а для этого я проведу вот такую игру.
Практический психолог объясняет детям правила игры и начинает игру.
Игра «Будь внимателен и слушай команду»
«Дети, внимание! Вы свободно двигаетесь по кругу. Когда я хлопну в ладоши один раз, вы останавливаетесь и становитесь в позу журавля (держитесь на одной ноге, руки в стороны). Если я хлопну в ладоши дважды – вы приседаете в позу лягушки. На три хлопка – опять ходите по кругу. Дети все запомнили?»
Звучит музыка, дети двигаются по кругу.
«Какие же молодцы, все были внимательны и послушны! У избранных солнечных детей должна быть очень хорошая память. Папи и Пупи поиграют вместе с вами и проверят свою и вашу память».
Ведущий предлагает поиграть
Игра «Что изменилось»
«Дети, вам надо стать полукругом, я выбираю одного из детей и прошу, чтобы вы как можно лучше присмотрелись к выбранному ребенку. После этого все дети закрывают глаза, я что-то меняю в одежде, прическе или в позе ребенка. Вы открываете глаза и говорите, что изменилось. Кто угадает, занимает место ведущего».
«Итак, все были ведущими, молодцы!
Дети, которые отправятся в путешествие должны быть очень сосредоточенными и наблюдательными, чтобы это определить, поиграем в игру «Найди пару». Подойдите ко мне».
(Поднимаю салфетку)
«Дети, как вы считаете, что это такое? Посмотрите пожалуйста, на столе лежат «солнечные сандалии» (бумажные, с незаконченным орнаментом) – их носят жители Солнечной планеты. Такая обувь очень прочная, в них легко преодолевать все препятствия и поэтому она нам нужна. «Солнечные сандали» перепутаны – каждый ребенок берет только одну из пары. Но нужно найти ему пару. Посмотрите внимательно на обувь и найдите свою пару».
После этого дети садятся за столы. Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (в каждом наборе 3 карандаша, не один цвет не повторяется). И «солнечные сандали»-образец с определенным рисунком для каждой пары. Задача детей – закончить орнамент по образцу и договорившись, раскрасить свою пару одинаково. После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, сходство, умение детей договориться в выполнении задания.
У нас все получилось! Хорошо.
Ведущий. Чтобы добраться до планеты Земля, Солнечные дети должны быть смелыми, выносливыми, уметь преодолевать препятствия. Потому что у них важное задание – нужно изучить все о вспышках на Солнце и, вернувшись, помочь спасти свою планету.
«Дети, вместе с Папи и Пупи, я приглашаю вас отправиться в дорогу, но путь будет нелегкий».
( Начинают звучать мотивы природы: звон ручья, шум леса, звон птичек.)
Все выстраиваются в колонну и так двигаются по кругу, преодолевая различные препятствия:
перепрыгнуть через ручей;
проползти под мостом;
обойти озеро;
спрятаться от диких зверей (испугались волка, обрадовались зайчику);
пробраться через дремучий лес: дети идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через кусты, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет жгучая крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через болото, прыгают по кочкам, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся за орехами и тому подобное.
«Детки, молодцы! И с этим заданием справились!»
Практический психолог: «У выбранных солнечных детей должно быть очень хорошее воображение. Проверим, как вы можете конструировать : разрезанные части нужно собрать так, чтобы получить целое изображение. Дети, я открою тайну – это наши друзья Папи и Пупи решили оставить нам подарок, и все перепутали и разбросали. Подойдите, пожалуйста, к столу и по очереди попробуйте сложить изображение».
Дети по очереди начинают выполнять упражнение.
«Молодцы! Хорошо выполнили задание. А Папи и Пупи спасибо за фото!
А сейчас детки, после таких тяжелых испытаний, мы с вами немного отдохнем:
«Я приглашаю вас лечь на коврик».
«Давайте представим, что мы маленькие, легкие облачка. Нас качает ветерок. Закройте все глазки. Выглянуло солнышко. Погладило вас по головке, по ножкам, по ручках, обняло, прижало. Вам тепло и уютно. Вы отдыхаете, набираетесь сил, чтобы быть самыми сильными, самыми здоровыми, самыми умными, самыми веселыми, самыми добрыми. Вы теперь не тучки, а снова детки. Медленно откройте глазки и поднимитесь. Вы – молодцы. Вы – лучшие».
Ведущий. Испытания закончились. Сейчас я приму решение, кто из вас получит пропуск на Землю. Закройте глаза и вытяните вперед ладошки. (Пока у детей закрыты глаза, ведущий снимает со всех мишуру и вкладывает в руку пропуск на Землю.)
«Откройте глаза и посмотрите на свои ладони. Поздравляю, ваши кандидатуры одобрены, и вы отправитесь на землю учиться! Еще раз закройте глаза. Наша игра закончилась, и я прошу вас, открывая глаза, произнести вслух свое настоящее имя. Открывайте глаза! Посмотрите пожалуйста, Папи и Пупи тоже получили пропуски на Землю! Приветствуем вас друзья!
Итог. Рефлексия
«А теперь скажите мне, понравилось вам путешествовать вместе с Папи и Пупи к планете Земля? Назовите испытание, которое вам больше всего понравилось. (Дети высказываются.) Скажите, какие качества помогли вам добраться до планеты Земля? (ответы детей). Давайте на прощание подарим друг другу маленький кусочек света и тепла».
Практический психолог зажигает волшебную палочку и предлагает детям, передавая ее по кругу, сказать, что сегодня понравилось, что они желают другим детям. В конце занятия практический психолог дарит всем детям медальки с изображением улыбающегося солнечного человечка на память о путешествии.
«Что же, спасибо всем вам за усердие. Наше занятие закончено».