Юршина Тамара
Конспект НОД с незрячим ребенком средней группы по тифлографике «Продолжаем знакомство с точкой и её друзьями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности
с незрячим ребенком средней группы (2-й год обучения) по тифлографике и развитию осязания и мелкой моторики рук
Тема: «Продолжаем знакомство с точкой и её друзьями»
Цель: обучение восприятию рельефного изображения точки и её выполнение грифелем.
Публикация «Конспект НОД с незрячим ребенком средней группы по тифлографике „Продолжаем знакомство с точкой и её друзьями“» размещена в разделах
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»
Коррекционно – образовательные: продолжать формировать навыки работы с рельефным изображением точки; обучать по инструкции тифлопедагога находить точки и их комбинации на горизонтальной плоскости листа; обучать микроориентировке на плоскости; повторить названия пальцев рук; познакомить с грифелем, учить правильно удерживать грифель, накалывать точки;
Коррекционно – развивающие: развивать осязание, координацию движения рук, совместные действия всех пальцев кисти руки и сохранять заданное направление движения при нахождении предмета на плоскости; учить ориентироваться с помощью ладоней рук на карточке (правильно использовать руки при «рассматривании» изображений точки на плоскости); учить воспринимать и воспроизводить жестовые движения в соответствии с настроением.
Коррекционно – воспитательные: формировать правильную позу во время практической работы за столом (сидеть свободно, не наклоняться низко над столом); воспитывать познавательный интерес к деятельности на занятии.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие» : учить понимать и пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями: в середине, в центре, в середине левого (правого) края, ниже всех, внизу, выше всех, на верху, ввести в активный словарь слово «грифель».
«Социально – коммуникативное развитие» : развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослым.
«Физическое развитие» : развивать речь с движением, крупную моторику.
Настрой на занятие:
проговаривание действий ребенком при выходе из группы : идем на занятие по лестнице, держимся за перила, спускаемся вниз, от лестницы идем прямо и поворачиваем направо.
в кабинете: нахожу и беру стул, подвигаю его, сажусь за стол.
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
№ п/п Вид деятельности Содержание работы, инструкции Материал
1. Организационный момент – знакомство с жестовыми движениями. - Вот мы и пришли в кабинет, будем заниматься. Какое у тебя настроение сегодня? Хочешь научиться показывать свое настроение жестами, т. е. с помощью пальцев рук? Если у тебя хорошее настроение – показываешь класс (пальцы в кулачке, большой палец вверху, если настроение не очень хорошее переворачиваешь большой палец вниз. (Использовать прием сопряженных действий).
2. Пальчиковая игра,
нахождение точек по осязанию, определение их пространственного расположения «Что спряталось в бумажном комочке?»
Тифлопедагог даёт в руки ребенка бумажный комочек, спрашивает, догадался ли он, что это такое. Объясняет, что это бумажный комочек, внутри него что-то спрятано. Нужно пальчиками поработать: развернуть и разгладить бумагу. А затем ладошками обследовать разглаженный листок.
- Нашел, что спряталось в бумажном комочке? (Это точки). Какие они? (Маленькие, круглые, гладкие). Где находятся точки на листе? (В середине, справа, слева листа по краям). листа бумаги, смятая в комок, внутри которого объемное изображение точек в середине, слева и справа (по краям).
3. Знакомство с рельефными точками, расположенными в разных пространственных направлениях (в середине верхнего края, в середине нижнего края листа). - Сегодня мы познакомимся с новыми подружками Точки. Тифлопедагог предлагает ребенку альбом на стр. 4.
Третья подружка поселилась выше всех, наверху страницы. Положи ладошки в середину верхнего края страницы, найди пальчиками Точку.
Задание: изобрази из пластилина точку и расположи её на своем листе сверху, в середине верхнего края. Сколько пластилина надо отщипнуть от большого куска? (Маленький кусочек, потому что точка маленькая).
…
Тифлопедагог предлагает ребенку альбом на стр. 5.
Четвертая подружка живет внизу. Положи свои ладошки в середину нижнего края страницы. Найди пальчиками точку.
Задание: изобрази из пластилина точку и расположи её на своем листе внизу, в середине нижнего края. Альбом «Приключения точки» № 2 с. 4, 5; восковой пластилин, дощечка для лепки, листа бумаги.
4. Физкультминутка - А теперь выходи из-за стола, отдохнем.
«Ручки мы поднимем выше…»
Ручки мы поднимем выше,
Спрячем их за головой.
Наклонимся вправо, влево,
Топнем левою ногой.
Правой ножкой топнем тоже
И попрыгаем чуть-чуть.
А затем присядем низко –
Нужно нам передохнуть.
(Повторить 2 – 3 раза)
5. Определение пространственного расположения всех точек - Посмотри, подружки-точки собрались вместе. Рассмотри пальчиками и ладошками, назови всех подруг (Точка, которая живет справа; Точка, которая живет слева и т. д.) Альбом «Приключения точки» № 2 с. 6
6. Знакомство с грифелем; накалывание точек - Точку можно не только слепить, но и наколоть грифелем. Грифель - специальный прибор для письма, им пишут люди, которые не видят. ( Организуется обследование прибора осязательным способом: есть ручка и шило-иголочка. Чтобы не уколоться, надо осторожно и аккуратно пользоваться грифелем).
- Под лист бумаги мы кладём мягкую резиновую подложку. (Тифлопедагог показывает, как правильно держать грифель, используя прием сопряженных действий).
Задание: наколи точку в середине листа; другую точку - в середине нижнего края, еще одну точку – в середине верхнего края.
После выполнения задания, лист переворачивается на другую сторону, и тифлопедагог предлагает ребенку рассказать, где он наколол точки. Ребенок рассказывает с опорой на осязание точек на листе бумаги.
7. Рефлексия - Что нового ты узнал на занятии? Тебе понравилось знакомиться с точкой и её друзьями? Вспомни, с каким специальным прибором ты познакомился сегодня?
Используемая литература:
1. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. /В. А. Феоктистова. Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, 1995. С-Петербург «Образование», 1995.- 158с.
2. Арендарь Н. А., Яшина Ю. Н. «Приключения точки». Методические рекомендации и пособие по обучению слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для учителей и родителей. Вводный материал. Альбом первый, 2-е издание, с изменениями. ООО "ИПТК "Логосвос» Москва – 2015
3. Арендарь Н. А., Яшина Ю. Н. «Приключения точки». Методические рекомендации и пособие по обучению слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вводный материал. Альбом второй. (из серии «Путешествие в мир предметов») ООО "ИПТК "Логосвос» Москва – 2015