Анна Нехорошева
Конспект НОД с использованием приемов информационной компетентности «Откуда приходят знания»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: формировать информационную компетентность; рассказать, как менялись представления людей о Земле в разные времена; о роли морских путешествий в познании людьми мира; формировать у детей умение ориентироваться в некоторых источниках информации, понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности, закреплять умение задавать вопросы на интересующую тему; развивать творческую самостоятельность; продолжать воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Публикация «Конспект НОД с использованием приемов информационной компетентности „Откуда приходят знания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Материал. Географическая карта мира; иллюстрации, демонстрирующие разные представления людей о строении Земли; портрет Магеллана; предметные картинки, иллюстрации, репродукции; старинные карты разных исторических периодов.
Словарь: Информация, источник информации, книгохранилище, Интернет, справочник, знание, знающий человек.
Предварительная работа: Чтение и рассматривание энциклопедий, научно-популярных журналов (географического содержания, беседы о старинных предметах искусства, работа в «Уголке школьника», рассказы о наскальных рисунках, папирусах, первых книгах; дидактические игры, просмотр познавательных телепередач, работа с картой мира, глобусом, работа с коллекциями.
Ход.
1. Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс…
Уместил он Землю всю.
Что же это? (глобус)
- Сегодня никто из нас не сомневается, что наша планета Земля – круглый шар, который вращается вокруг Солнца. На Земле есть океаны. Какие? Покажите на карте. И суша – материки. Какие? Покажите на карте.
- Но всегда ли люди имели эти знания? (Ответы детей) Оказывается, нет. Правильное представление о строении Земли собирались нашими предками в течение очень долгого времени. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Что вы об этом знаете? (Дети рассказывают) Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир. (Демонстрация иллюстраций). Раньше люди думали, что Земля плоская и держится на трех китах, или на трех слонах, или даже на одной огромной черепахе. Почему люди так считали? Как вы думаете? (Потому что не хватало знаний) А как они могли получить эти сведения? (Ответы детей)
Шли годы, проходили столетия. Люди начали путешествовать и собирать сведения о мире. Стали появляться первые карты. (Демонстрация карт в разные исторические периоды). Посмотрите на них и сравните с современной картой. В чем вы видите отличия? Укажите их. (Дети указывают).
2. – Большую роль в познании нашего мира оказало время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на своем корабле великий португальский мореплаватель Магеллан. Он отправился в путешествие в надежде открыть новые земли и острова, а может быть достичь края Земли. Он отплыл из Португалии и плыл все время в одном направлении. Это было длительное, трудное плавание. Сам Магеллан погиб на Филиппинских островах, но его спутники завершили начатое им путешествие. Как они были удивлены, когда через два года прибыли точно туда же, откуда начинали свой путь (но только с другой стороны). Разве такое могло случиться, если бы Земля была плоской? (Ответы детей) Конечно, нет. Так люди убедились, что наша Земля круглая. (Демонстрация кругосветного путешествия на глобусе)
Но на этом время морских путешествий и открытий не закончилось. Из разных стран в разные времена отправлялись в плавание корабли. Люди открывали новые земли, знакомились с новыми народами, с необычными животными и растениями. Вот так – сложно, но интересно люди добывали новую информацию для себя и своих потомков об окружающем их мире.
- Но как эта информация дошла до наших дней? Как люди, жившие много веков назад, смогли передать нам свои знания? Нам известно, ребята, что раньше у людей было очень мало способов передачи информации. Какие источники информации существовали в древние времена? Давайте, ребята, перечислим их:
• Предметы искусства (кувшины, вазы, украшения, скульптура и многое другое)
• Наскальные рисунки
• Папирус
• Сказания, легенды, былины, песни («Из уст в уста»)
• Человек (например, побывавший в путешествии, известный, уважаемый, знающий).
• Книги (Особые, древние книги)
(дети перечисляют, рассказывают при помощи воспитателя, каким образом передавалась информация; воспитатель выставляет соответствующую картинку или предмет).
3. В наше время, в современном мире, человека окружает множество информации, и поступает она из самых разных источников. Человеку доступны и газеты, и книги. И, если раньше книга была «на вес золота», человек, имеющий много книг, считался богатым, то у современного человека есть возможность сходить – куда, ребята? (в библиотеку) Правильно! А большое количество разной литературы можно хранить в специальном помещении. Кто знает, как оно называется? (Книгохранилище) Не так давно люди изобрели телевидение. Скажите, ребята, мы можем считать телевидение – источником информации для человека? Почему? (Ответы детей)
4. Физкультминутка «Вокруг света»
5. Знакомиться и общаться с людьми разных народов мы теперь можем, даже не выезжая за пределы родного города, при помощи еще одного очень важного источника информации. Какого? (Компьютера, интернета) Полеты человека в космос расширили представление о Земле. И мы теперь знаем о ней гораздо больше Магеллана. С помощью компьютера мы можем изучать и космос, и Землю, и даже другие планеты. А если нет компьютера дома, то можно сходить в «Интернет-кафе».
Итак, ребята, давайте перечислим все источники информации, которыми мы располагаем. Отметим и те, с помощью которых информация дошла до наших дней. Для этого нам понадобиться «Дерево знаний» (Работа с макетом)
• Рисунки, картины, наскальная живопись
• Легенды, сказания, былины, песни (устное народное творчество)
• Поделки, предметы искусства
• Книги (старинные, современные)
• Библиотеки, книгохранилища
• Карты, атлас мира
• Журналы, газеты
• Энциклопедии, справочники, словари
• Радио
• Телевидение, видеофильмы
• Компьютер, интернет
• Фотографии
• Марки
• Открытки
• Учебники
Скажите, ребята, все что вы перечислили - нужно человеку? А для чего это нужно? Давайте представим с вами такую ситуацию: все книги на Земле исчезли… Легко ли пришлось бы людям? Расскажите, как вы думаете (ответы детей).
- А теперь, я предлагаю вам разделиться на пары и задать друг другу вопросы о разных источниках информации (работа в парах).
3. - Для чего вообще людям нужна информация? Важно ли быть знающим человеком? Как стать знающим, эрудированным человеком? (учиться, читать, ходить в библиотеку)
Итак, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Что еще хотели бы узнать?