Марина Шапкина
Конспект НОД «За морошкой с туеском» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: систематизация знаний о растительном мире родного края - деревьях, ягодах, их внешнем виде, пользе.
обогащение словаря;
формирование грамматического строя речи.
Развивающие: развитие памяти, мышления, внимания, связной и диалогической речи.
Воспитательные: воспитание интереса к познавательной деятельности, любви и бережного отношения к природе родного края.
Публикация «Конспект НОД „За морошкой с туеском“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Предварительная работа: дидактические игры, наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций и составление, чтение и заучивание художественных произведений, изготовление ягод морошки из солёного теста, печатание фотографий для альбома «Растительный мир родного края», закрашивание раскрасок по теме: деревья, лесные ягоды. Использование электронных образовательных ресурсов презентации: «Лесные ягоды», «Наш край родной».
Демонстрационный материал: берестяной туесок, иллюстрации с изображением сосны, кедра, ели; шапочки ягод черники, голубики, брусники; болотные кочки
Раздаточный материал: шишки сосновые, еловые, кедровые; ягоды морошки на кустиках.
Содержание непосредственной образовательной деятельности.
Создание игровой мативации.
Дети обращают внимание на новый туесок, прикрытый салфеткой
В. – Что это прикрытое салфеткой? Как вы думаете? (ответы детей)
А из чего он сделан?
Это берестяной туесок. Он сделан из бересты- верхнего слоя берёзовой коры. Такие туески делали ханты и манси для того, чтобы хранить в них продукты питания: орехи, ягоды и т. д. Они украшали свои изделия узорами, а эти узоры называются арнаменты.
«Хантыйские узоры
Красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи, то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб.»
Микуль Шульгин
В - В этом туеске что то есть. Как вы думаете, что в туеске лежит?
Д. : (высказывают свои предположения)
В. - Я вам загадаю загадку, а вы постараетесь отгадать и тогда мы узнаем. Что в туеске лежит : «На сосне семян кубышка, что же это?»
Д. - Это … (шишка)
Открываю салфетку, рассматриваем шишки.
В. – Скажите, пожалуйста, все ли шишки в туеске одинаковые?
Д. – Нет.
В. – А какие вы видите шишки?
Д. – Сосновые, еловые, кедровые.
В. – Молодцы! Правильно назвали все шишки. А с каких деревьев эти шишки?
Д. – С сосны, ели, кедра.
В. – Молодцы! Правильно ответили.
На картинках нарисованы деревья (сосна, ель, кедр)
В. – Какие это деревья?
Д. – Это хвойные деревья.
В. – Я предлагаю вам отнести шишки к деревьям, с которых они упали.
Дидактическая игра «С какого дерева упала шишка?».
Дети выполняют задание. Все вместе проверяем.
В. – Молодцы, правильно выполнили задание! Только вот туесок теперь пустой. А что можно еще положить в туесок?
Д. – Ответы детей.
В. – Мы с вами будем собирать ягоды, а какие вы угадаете сами. Загадка: «Что за ягодка такая, словно небо – голубая?
Д. – Это голубика.
В. – Кто может рассказать стихотворение про голубику?
Д. – Дети читают стихотворение по ролям.
«Голубая ягодка»
1-й реб. :
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке
Укрывается листочком.
2-й реб. :
Что за ягодка такая,
Словно небо – голубая
1-й реб. :
Ягодка сказала тихо:
3-й реб. : - Я, Ванюша, голубика / (и подает фото голубики).
В. – А что вы знаете о голубике?
Д - ягоды голубики – это сокровищница витаминов и полезных веществ. В ней есть витамины С и А. Из голубики готовят сок, варенье, джемы и компоты.
Д. – Ребенок показывает картинку с изображением брусники и спрашивает: - а это что за ягодка?
Д. – Это ягода брусника.
Д. – Ребенок читает стихотворение: «Туесок брусники»
Гибкий стебель повилики
Ствол обвил как поясок.
Алой ягоды брусники
Набрала я туесок.
Хоть она и горьковата,
Но моченая – вкусна!
Мхов и хвои ароматов
Эта ягода полна.
В. – А чем она полезна? И зачем люди ее собирают?
Д. – Из брусники готовят морсы, заваривают брусничный чай из листочков брусники. Она обладает противомикробными и противовоспалительными свойствами.
В. –Хорошо! Очень много вы знаете о бруснике. Эту полезную ягоду мы положим в свою коллекцию. А вот еще одна ягодка спешит к нам. Кто узнал ее?
Д. – Это черника!
В. – Правильно, черника. Чем эта ягода полезна?
Д. – Ягоды черники улучшают зрение, излечивают воспалительные процессы.
В. – Очень хорошо. А кто желает рассказать стихотворение?
Д. – Дети рассказывают стихотворение «Черничный компот» по ролям:
1-й реб. :
Я спросил у Васи,
Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
2-й реб. :
Губы я не красил
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот.
В. – С каждой из этих ягод знакомились и хорошо знаем чем они полезны. Но сегодня мы познакомимся еще с одной вкусной, полезной, красивой ягодкой. А растет она на болоте. Оденем сапожки, чтобы не промочить ножки. Растет она на болотных кочках, когда созреет она оранжевого цвета и похожа на малину. А называется – морошка.
В. – Читаю стихотворение «Морошка», автор: Андрей Тарханов.
В июле иду на болото,
Беру с собой туесок.
До нитки болото промокло,
Тут хоженых нету дорог.
Иду я тропинкою – страшно,
И вот расступается бор,
Повсюду, повсюду морошка
Огромный янтарный ковер.
Как яркая звездочка лета
Нарядно морошка одета.
Как радостно тянется к свету
На стройном своем стебельке.
Веселую ягодку эту
Несу я домой в туеске.
В. - я предлагаю вам собрать морошку в ладошки, внимательно рассмотреть её.
Дети собирают морошку, рассматривают. А затем складывают её в туесок.
Полный туесок морошки мы вместе насобирали, а что с ягодами будем делать?
Дети предлагают, высказывают свои пожелания.
Хорошая получилась прогулка в лес, на болото,а что вам больше понравилось расскажите.
Дети дают самооценку деятельности, которой они занимались.
Спасибо за внимание!
Составила воспитатель: Шапкина М. А.