МААМ-картинки

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Маски на Святки, чтобы петь колядки»

Галина Роганова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Маски на Святки, чтобы петь колядки»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности

на тему: «Маски на святки, чтобы петь Колядки»

(с элементом обыгрывания)

Cоставила: Роганова Г. В.

воспитель

«Детский сад № 47 «Ладушки»

г. Заволжье

Программные задачи:

Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Маски на Святки, чтобы петь колядки“» размещена в разделах

1. Формировать умение изготавливать маски на основе бумажных тарелок; развивать самостоятельное детское творчество при оформлении масок дополнительными деталями; продолжать формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасному для человека предмету (ножницам); приводить рабочее место в порядок, формировать положительное отношение к трудовым поручениям.

2. Воспитывать интерес и желание играть в русские народные игры; продолжать формировать нравственную основу патриотических чувств к родине, к её истокам.

3. Закреплять умение сохранять правильную осанку во время проведения деятельности в положении сидя, стоя, в движении.

4. Продолжать знакомить с русским народным праздником «Святки», с народными играми и традициями русского народа; развивать речь как средство свободного общения со взрослыми и детьми. Формировать интонационную выразительность в процессе чтения стихов, расширять и активизировать словарь детей на основе углубления представлений о русском народном празднике «Святки».

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Методы и приёмы:

1. Предварительная беседа

2. Создание заинтересованности – использование художественного слова

3. Динамическая пауза.

4. Постановка цели, объяснение, напоминание способов изготовления

масок, напоминание правил работы с инструментами.

5. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

6. Помощь со стороны взрослого (советы, практическая помощь).

7. Трудовые поручения (приведение рабочего места в порядок).

8. Создание игровой ситуации (выход персонажа – Коляды с обрядовой песней).

9. Обыгрывание масок.

Предварительная работа:

1. Беседа «Традиции и праздники русского народа».

2. Просмотр слайдов «Праздники святой Руси. Святки».

3. Разучивание русской народной песни «Авсей», колядок.

4. Рисование «Нарисуй любимую маску».

5. Досуг «Зимний вечер тёмен, долог» (посиделки с песнями, прибаутками).

6. Слушание обрядовых песен.

7. Разучивание хороводной игры «Золотые ворота».

8. Нанесение тона на бумажные тарелки.

Материал:

Демонстрационный - звуковое письмо, схема работы с инструментами, схема проверки качества поделки.

Раздаточный - бумажные тарелки, предварительно затонированные в разные цвета; подносы с дополнительными деталями для украшения и «оживления» масок, подобранные по карточкам-заказам; розетки с клеем, ножницы, клеёнки и тряпочки.

1 часть. Основная.

Дети сидят в народных костюмах (мальчики в рубашках-косоворотках, девочки в сарафанах). Звучит народная песня «Ой, заинька, ой серенький».

Воспитатель: - Дорогие ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам, давайте по русскому обычаю встретим гостей поклоном! (Дети здороваются с русским поклоном с гостями)

Дети: - Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: - Присаживайтесь, ребята.

- Со мной сегодня утром случилась удивительная история:

на пороге нашего сада я увидела сороку, в клюве она держала письмо, увидев меня, положила его на порог и вспорхнула на ветку. А сама не улетает, словно чего-то ждёт. Как вы думаете, что я сделала дальше?

Дети: - Вы его сразу подняли, открыли и прочитали.

Воспитатель: - Конечно, я его подняла, но не открыла и не прочитала, потому что на нём было написано: «Открыть при детях». Откроем?

Воспитатель вскрывает конверт и достаёт кассету (диск)

Воспитатель: - Интересно, что на ней (нём) записано? Как вы думаете?

Дети: - Наверно на ней записана какая-нибудь сказка.

- А я думаю, что на ней записаны песни.

- А мне, кажется, что там записана музыка.

Воспитатель: Я предлагаю нам не гадать, а поставить её в магнитофон и прослушать.

Воспитатель ставит аудио кассету на прослушивание, слышен звук метели и на его фоне звучит стихотворение-загадка:

- Вот я к вам пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое,

Днём с детьми на санках катаюсь,

Ночью в снежных огнях рассыпаюсь.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто это к нам обратился с такими словами?

Дети: - Это говорит с нами зимушка-зима.

Воспитатель: - А как вы догадались?

Дети: - Там слышно звуки метели.

- В стихотворении говорится, «что снегом замела поле», а снег бывает только

зимой.

- И дети на санках катаются тоже только зимой.

- А ещё снег искрится, как огоньки.

Воспитатель: - Молодцы, догадались правильно, это к нам обратилась зимушка-зима. Зима не только богата снегами, холодами да метелями, а и богата народными праздниками.

- Назовите, какие знаете зимние народные праздники?

Дети: - Я знаю праздник Новый год.

- А я знаю народный праздник Рождество.

- Его ещё называют Рождество Христово.

- Я знаю праздник Святки.

- А я знаю праздник Крещение.

- А ещё есть праздник Масленица.

Воспитатель: - Молодцы! Много знаете народных зимних праздников, но самый длинный из них — Святки. А хотели бы вы сегодня принять участие в Святках? (Дети: да) Ну что же! Посиделки начинаются!

Дети мои дорогие, весёлые да младые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1 ребенок:

- Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними наши прабабушки.

2 ребенок:

- Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

Воспитатель: - Давайте напомним нашим гостям, что такое Святки?

3 ребенок:

- Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели, веселились две недели.

4 ребенок:

- От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,

Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.

5 ребёнок:

- Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Воспитатель:

- А хотите ли сейчас встретить праздник и у нас?

Что же нам надо для этого?

Дети: - Нам нужны маски, наряды и т. д.

Воспитатель: - Да, ребята, надо нарядиться, шутить и веселиться.

Воспитатель: (обращается к детям)

- Ребята, а мы ведь с вами уже начали готовиться к Святкам. Напомните мне,

пожалуйста, что мы делали на прошлых посиделках?

Дети: - Мы сначала придумали, какие маски будем мастерить.

- Потом мы раскрасили свои маски.

- Мы их тонировали.

- А ещё мы отмечали в карточках - заказах материал, который нам будет нужен для

украшения маски.

Воспитатель: - Ксюша, ты какую маску хочешь смастерить?

- Какой материал ты заказала для своей маски?

- А тебе, Маша, что понадобиться, чтобы твоя маска была неповторимой?

Воспитатель: - И чтобы было нам веселее мастерить маски, давайте вспомним

колядку про Авсея. Ведь недаром на Руси говорили: «Настали

святки – запевай колядки!».

Все вместе:

- Авсей, Авсей! Ты гуляй по всей, (дети хлопают)

По заулочкам, по переулочкам, (движение метелица)

Кому песни споём, тому сбудется, (хлопки по коленям)

Кому сбудется – не забудется. (погрозить пальцами)

Приходи, хозяин, приходи боярин, (поклон в одну и другую стороны)

Принимай гостей со всех волостей! (руки развести в стороны,

резко поднять вверх)

Воспитатель: - А теперь, прежде чем мы начнём мастерить маски, я хочу вам напомнить о некоторых схемах-помощницах, их у нас много. Как вы думаете, есть среди них наши сегодняшние помощники?

Дети: - Да, нам будет нужна схема работы с ножницами.

- А ещё нам нужна схема проверки, как мы смастерили свою маску.

Воспитатель: - Правильно, напомните, пожалуйста, важные правила, которые

необходимо соблюдать при работе с ножницами?

Дети: - Нужно не спешить, ножницами нельзя махать.

- Ножницы – опасный инструмент, можно ими пораниться.

- Их нужно держать от себя и от друга.

Воспитатель: - А еще, какая схема нам нужна?

Дети: - Как по порядку работать, что делать сначала, что потом.

Воспитатель: - Правильно, нам нужна ещё одна схема-помощница

- Скажите, что она нам напоминает?

Дети: - С чего ты начнешь?

- Что потом будешь делать?

- Как можно её украсить, чтобы она была праздничная, яркая?

- Чем можно дополнить, чтоб она была веселей и необычней?

Воспитатель: - Молодцы, чтоб работу выполнять, надо правила не только знать, но и соблюдать.

-А теперь, другу будем улыбаться,

Да за дело приниматься.

Спинку прямо всем держать,

Чтоб потом вам не устать.

Стричь и клеить аккуратно,

Другу тихо помогать,

Помощи просить тихонько,

За собою всё прибрать.

Дети мастерят маски, воспитатель при необходимости помогает советом, уточняющими вопросами, такими, как:

Вопросы:

- Что ты сейчас будешь делать?

- Что будешь делать потом?

-Как ты украсишь свою маску?

По окончании дети прибирают рабочее место, воспитатель предлагает проверить качество маски по схеме, задаёт вопросы:

- Детали приклеены прочно?

- Маска аккуратная?

Прикрепляет резинки и предлагает примерить.

2 часть. Обыгрывание.

Воспитатель: - Ой, какие ряженые получились, никого не узнать, давайте сыграем на народных инструментах, да споём колядку!

- Приходила Коляда, накануне Рождества,

Ой, коляда моя, ой, маляда моя!

Кто даст пирога, тому полон дом скота,

Ой, коляда моя, ой, маляда моя!

Овин с овсом, жеребца с хвостом,

Ой, коляда моя, ой, маляда моя.

Воспитатель и дети поют колядку, по окончании входит взрослый, наряженный Колядой в образе Козы.

Коляда:

- А вот и я, Коляда-маляда, пришла прославлять, хозяев величать.

Жития вам 100 лет, всегда здравица!

Уж вы девицы, красны солнышки,

Уж вы молодцы, светлы месяцы,

Уж вы гостьюшки, часты звёздочки.

Воспитатель: - Вот это Коляда пришла! Да в образе Козы!

- А кто знает, почему она наряжена козой?

- Ребята, не знаете?

- А вы, гости дорогие?

Ответы гостей и детей.

- Так вот, считалось на Руси, что появление Козы приносит удачу в наступающем году, правда, Коляда-маляда?

Коляда: - Правильно. Где я пройду, там пшеница родится,

Где топну ногой, там и хлеб взойдёт копной,

А где стукну рогом, там хлеб взметнёт стогом!

- Я вижу, и вы готовы к встрече Святок. Здесь я вижу необычные, яркие маски: и козлята рогатые, и медведи мохнатые, и львы гривастые и зайцы ушастые… Вас точно никто не узнает в таких масках. Молодцы!

- А я принесла ещё маски, для ваших гостей, примерьте, гости дорогие.

Коляда раздаёт маски, гости примеряют.

- А теперь, всех ряженых приглашаю повеселиться, да поиграть в игру «Золотые ворота».

Все идут, притопывая, гремя народными шумовыми инструментами, по дороге поют очередную колядку.

Коляда, воспитатель и дети:

- Коляда, коляда, колядица,

Добра с мёдом паляница,

А без мёду не така, давай тётка пятака,

А не дашь пятака, подниму на рога!

Все вместе играют в хороводную народную игру «Золотые ворота»

Коляда: - А теперь, хозяйка,

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

Пряники, конфеты!

Хоть блин, хоть сало,

Мне - всё мало!

Воспитатель подаёт угощение.

Коляда и ряженые (поют): - Слава, хозяевам, слава! Щедрым, хозяевам, слава!

Воспитатель: - Возьми нас, Коза-маляда, с собой, пойдём дальше по группам колядовать, угощенье получать.

- А вам, гости дорогие, спасибо за внимание.

- Давайте, ребята, с поклоном скажем «До свидания!»

Воспитатель, Коза-маляда и дети под колядку «Приходила коляда накануне Рождества…» выходят из группы.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в лес» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Программное содержание: Обучающие задачи: 1. Расширять знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

«Волшебная сила оркестра». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста«Волшебная сила оркестра». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебная сила оркестра». Цель: Помочь детям в осознании значимости каждого в отдельности.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Сумка почтальона» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Сумка почтальона» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [О]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком О». С презентацией. Задачи: Учить детей выделять звук О. Определять.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Что отражается в зеркале» .

ОД «Маска — кто ты?» Занятие с детьми старшего дошкольного возраста (изготовление маски из картонной одноразовой тарелки)ОД «Маска — кто ты?» Занятие с детьми старшего дошкольного возраста (изготовление маски из картонной одноразовой тарелки) Образовательная деятельность «Маска – кто ты?» (изготовление маски из картонной одноразовой тарелки) (старшая группа)Актуальность:Воспитание.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Чтобы президентом быть, надо Родину любить» Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Чтобы президентом быть, надо Родину любить» Цель : - Осуществлять.

Сценарий развлечения для детей старшего возраста «Колядки» Колядки. Ряженые: 1. Пришла коляда накануне Рождества! Коляда, коляда, отворяй ворота! 2. Мы ходили, мы искали Коляду, Коляду, По всем дворам.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по основам пожарной безопасности. «Чтобы не было беды».Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по основам пожарной безопасности. «Чтобы не было беды». Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по основам пожарной безопасности на тему: «Чтобы не было беды». Цель: Отработать до.

Сценарий развлечения для детей старшего возраста «Колядки» (Дети входят в помещение, играя на погремушках, дудочках, свистульках, барабанах, имитируя гул) Все: Авсень, авсень, ты гулял по всем По.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Маски на Святки, чтобы петь колядки»
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 09:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Маски на Святки, чтобы петь колядки»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Роганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД