Галина Роганова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Маски на Святки, чтобы петь колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
ОО «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности
на тему: «Маски на святки, чтобы петь Колядки»
(с элементом обыгрывания)
Cоставила: Роганова Г. В.
воспитель
«Детский сад № 47 «Ладушки»
г. Заволжье
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Маски на Святки, чтобы петь колядки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
1. Формировать умение изготавливать маски на основе бумажных тарелок; развивать самостоятельное детское творчество при оформлении масок дополнительными деталями; продолжать формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасному для человека предмету (ножницам); приводить рабочее место в порядок, формировать положительное отношение к трудовым поручениям.
2. Воспитывать интерес и желание играть в русские народные игры; продолжать формировать нравственную основу патриотических чувств к родине, к её истокам.
3. Закреплять умение сохранять правильную осанку во время проведения деятельности в положении сидя, стоя, в движении.
4. Продолжать знакомить с русским народным праздником «Святки», с народными играми и традициями русского народа; развивать речь как средство свободного общения со взрослыми и детьми. Формировать интонационную выразительность в процессе чтения стихов, расширять и активизировать словарь детей на основе углубления представлений о русском народном празднике «Святки».
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приёмы:
1. Предварительная беседа
2. Создание заинтересованности – использование художественного слова
3. Динамическая пауза.
4. Постановка цели, объяснение, напоминание способов изготовления
масок, напоминание правил работы с инструментами.
5. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
6. Помощь со стороны взрослого (советы, практическая помощь).
7. Трудовые поручения (приведение рабочего места в порядок).
8. Создание игровой ситуации (выход персонажа – Коляды с обрядовой песней).
9. Обыгрывание масок.
Предварительная работа:
1. Беседа «Традиции и праздники русского народа».
2. Просмотр слайдов «Праздники святой Руси. Святки».
3. Разучивание русской народной песни «Авсей», колядок.
4. Рисование «Нарисуй любимую маску».
5. Досуг «Зимний вечер тёмен, долог» (посиделки с песнями, прибаутками).
6. Слушание обрядовых песен.
7. Разучивание хороводной игры «Золотые ворота».
8. Нанесение тона на бумажные тарелки.
Материал:
Демонстрационный - звуковое письмо, схема работы с инструментами, схема проверки качества поделки.
Раздаточный - бумажные тарелки, предварительно затонированные в разные цвета; подносы с дополнительными деталями для украшения и «оживления» масок, подобранные по карточкам-заказам; розетки с клеем, ножницы, клеёнки и тряпочки.
1 часть. Основная.
Дети сидят в народных костюмах (мальчики в рубашках-косоворотках, девочки в сарафанах). Звучит народная песня «Ой, заинька, ой серенький».
Воспитатель: - Дорогие ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам, давайте по русскому обычаю встретим гостей поклоном! (Дети здороваются с русским поклоном с гостями)
Дети: - Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: - Присаживайтесь, ребята.
- Со мной сегодня утром случилась удивительная история:
на пороге нашего сада я увидела сороку, в клюве она держала письмо, увидев меня, положила его на порог и вспорхнула на ветку. А сама не улетает, словно чего-то ждёт. Как вы думаете, что я сделала дальше?
Дети: - Вы его сразу подняли, открыли и прочитали.
Воспитатель: - Конечно, я его подняла, но не открыла и не прочитала, потому что на нём было написано: «Открыть при детях». Откроем?
Воспитатель вскрывает конверт и достаёт кассету (диск)
Воспитатель: - Интересно, что на ней (нём) записано? Как вы думаете?
Дети: - Наверно на ней записана какая-нибудь сказка.
- А я думаю, что на ней записаны песни.
- А мне, кажется, что там записана музыка.
Воспитатель: Я предлагаю нам не гадать, а поставить её в магнитофон и прослушать.
Воспитатель ставит аудио кассету на прослушивание, слышен звук метели и на его фоне звучит стихотворение-загадка:
- Вот я к вам пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое,
Днём с детьми на санках катаюсь,
Ночью в снежных огнях рассыпаюсь.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто это к нам обратился с такими словами?
Дети: - Это говорит с нами зимушка-зима.
Воспитатель: - А как вы догадались?
Дети: - Там слышно звуки метели.
- В стихотворении говорится, «что снегом замела поле», а снег бывает только
зимой.
- И дети на санках катаются тоже только зимой.
- А ещё снег искрится, как огоньки.
Воспитатель: - Молодцы, догадались правильно, это к нам обратилась зимушка-зима. Зима не только богата снегами, холодами да метелями, а и богата народными праздниками.
- Назовите, какие знаете зимние народные праздники?
Дети: - Я знаю праздник Новый год.
- А я знаю народный праздник Рождество.
- Его ещё называют Рождество Христово.
- Я знаю праздник Святки.
- А я знаю праздник Крещение.
- А ещё есть праздник Масленица.
Воспитатель: - Молодцы! Много знаете народных зимних праздников, но самый длинный из них — Святки. А хотели бы вы сегодня принять участие в Святках? (Дети: да) Ну что же! Посиделки начинаются!
Дети мои дорогие, весёлые да младые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
1 ребенок:
- Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними наши прабабушки.
2 ребенок:
- Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.
Воспитатель: - Давайте напомним нашим гостям, что такое Святки?
3 ребенок:
- Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
4 ребенок:
- От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
5 ребёнок:
- Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Воспитатель:
- А хотите ли сейчас встретить праздник и у нас?
Что же нам надо для этого?
Дети: - Нам нужны маски, наряды и т. д.
Воспитатель: - Да, ребята, надо нарядиться, шутить и веселиться.
Воспитатель: (обращается к детям)
- Ребята, а мы ведь с вами уже начали готовиться к Святкам. Напомните мне,
пожалуйста, что мы делали на прошлых посиделках?
Дети: - Мы сначала придумали, какие маски будем мастерить.
- Потом мы раскрасили свои маски.
- Мы их тонировали.
- А ещё мы отмечали в карточках - заказах материал, который нам будет нужен для
украшения маски.
Воспитатель: - Ксюша, ты какую маску хочешь смастерить?
- Какой материал ты заказала для своей маски?
- А тебе, Маша, что понадобиться, чтобы твоя маска была неповторимой?
Воспитатель: - И чтобы было нам веселее мастерить маски, давайте вспомним
колядку про Авсея. Ведь недаром на Руси говорили: «Настали
святки – запевай колядки!».
Все вместе:
- Авсей, Авсей! Ты гуляй по всей, (дети хлопают)
По заулочкам, по переулочкам, (движение метелица)
Кому песни споём, тому сбудется, (хлопки по коленям)
Кому сбудется – не забудется. (погрозить пальцами)
Приходи, хозяин, приходи боярин, (поклон в одну и другую стороны)
Принимай гостей со всех волостей! (руки развести в стороны,
резко поднять вверх)
Воспитатель: - А теперь, прежде чем мы начнём мастерить маски, я хочу вам напомнить о некоторых схемах-помощницах, их у нас много. Как вы думаете, есть среди них наши сегодняшние помощники?
Дети: - Да, нам будет нужна схема работы с ножницами.
- А ещё нам нужна схема проверки, как мы смастерили свою маску.
Воспитатель: - Правильно, напомните, пожалуйста, важные правила, которые
необходимо соблюдать при работе с ножницами?
Дети: - Нужно не спешить, ножницами нельзя махать.
- Ножницы – опасный инструмент, можно ими пораниться.
- Их нужно держать от себя и от друга.
Воспитатель: - А еще, какая схема нам нужна?
Дети: - Как по порядку работать, что делать сначала, что потом.
Воспитатель: - Правильно, нам нужна ещё одна схема-помощница
- Скажите, что она нам напоминает?
Дети: - С чего ты начнешь?
- Что потом будешь делать?
- Как можно её украсить, чтобы она была праздничная, яркая?
- Чем можно дополнить, чтоб она была веселей и необычней?
Воспитатель: - Молодцы, чтоб работу выполнять, надо правила не только знать, но и соблюдать.
-А теперь, другу будем улыбаться,
Да за дело приниматься.
Спинку прямо всем держать,
Чтоб потом вам не устать.
Стричь и клеить аккуратно,
Другу тихо помогать,
Помощи просить тихонько,
За собою всё прибрать.
Дети мастерят маски, воспитатель при необходимости помогает советом, уточняющими вопросами, такими, как:
Вопросы:
- Что ты сейчас будешь делать?
- Что будешь делать потом?
-Как ты украсишь свою маску?
По окончании дети прибирают рабочее место, воспитатель предлагает проверить качество маски по схеме, задаёт вопросы:
- Детали приклеены прочно?
- Маска аккуратная?
Прикрепляет резинки и предлагает примерить.
2 часть. Обыгрывание.
Воспитатель: - Ой, какие ряженые получились, никого не узнать, давайте сыграем на народных инструментах, да споём колядку!
- Приходила Коляда, накануне Рождества,
Ой, коляда моя, ой, маляда моя!
Кто даст пирога, тому полон дом скота,
Ой, коляда моя, ой, маляда моя!
Овин с овсом, жеребца с хвостом,
Ой, коляда моя, ой, маляда моя.
Воспитатель и дети поют колядку, по окончании входит взрослый, наряженный Колядой в образе Козы.
Коляда:
- А вот и я, Коляда-маляда, пришла прославлять, хозяев величать.
Жития вам 100 лет, всегда здравица!
Уж вы девицы, красны солнышки,
Уж вы молодцы, светлы месяцы,
Уж вы гостьюшки, часты звёздочки.
Воспитатель: - Вот это Коляда пришла! Да в образе Козы!
- А кто знает, почему она наряжена козой?
- Ребята, не знаете?
- А вы, гости дорогие?
Ответы гостей и детей.
- Так вот, считалось на Руси, что появление Козы приносит удачу в наступающем году, правда, Коляда-маляда?
Коляда: - Правильно. Где я пройду, там пшеница родится,
Где топну ногой, там и хлеб взойдёт копной,
А где стукну рогом, там хлеб взметнёт стогом!
- Я вижу, и вы готовы к встрече Святок. Здесь я вижу необычные, яркие маски: и козлята рогатые, и медведи мохнатые, и львы гривастые и зайцы ушастые… Вас точно никто не узнает в таких масках. Молодцы!
- А я принесла ещё маски, для ваших гостей, примерьте, гости дорогие.
Коляда раздаёт маски, гости примеряют.
- А теперь, всех ряженых приглашаю повеселиться, да поиграть в игру «Золотые ворота».
Все идут, притопывая, гремя народными шумовыми инструментами, по дороге поют очередную колядку.
Коляда, воспитатель и дети:
- Коляда, коляда, колядица,
Добра с мёдом паляница,
А без мёду не така, давай тётка пятака,
А не дашь пятака, подниму на рога!
Все вместе играют в хороводную народную игру «Золотые ворота»
Коляда: - А теперь, хозяйка,
Открывай сундучок,
Подавай пятачок!
Пряники, конфеты!
Хоть блин, хоть сало,
Мне - всё мало!
Воспитатель подаёт угощение.
Коляда и ряженые (поют): - Слава, хозяевам, слава! Щедрым, хозяевам, слава!
Воспитатель: - Возьми нас, Коза-маляда, с собой, пойдём дальше по группам колядовать, угощенье получать.
- А вам, гости дорогие, спасибо за внимание.
- Давайте, ребята, с поклоном скажем «До свидания!»
Воспитатель, Коза-маляда и дети под колядку «Приходила коляда накануне Рождества…» выходят из группы.