Татьяна Безменова
Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Любимые цветные карандаши»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Знакомство с историей цветных карандашей. В игровой форме закрепить знание цветов и оттенков
Задачи:
Публикация «Конспект НОД с детьми разновозрастной группы „Любимые цветные карандаши“» размещена в разделах
- Формировать представление детей о цветных карандашах, их различных видах, качествах и свойствах
- Развивать память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление, творческую активность
- Совершенствовать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит, графитная масса
- Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя, понимать смысл изложенного
Материал: коробка-посылка с разными видами карандашей, карандаши 1954 г., костюм для мальчика «Карандаш», бумажные карандаши двух видов –большие и маленькие для игры, бумажная кукла, карандаши в большой коробке, клей-карандаш, прямоугольные кусочки картона, цветные карандаши для рисования, восковые карандаши, листы белой бумаги.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости придёт необычный гость. А вот кто он, попробуйте отгадать.
Загадка:
Ну, волшебные дела!
Пишет палочка сама!
На листе и на газете,
Пишут взрослые и дети,
Пишут в школе, пишут в доме,
И в тетрадке, и в альбоме.
Пишет Слава, пишет Коля,
Старшая сестренка Оля…
Пояснил мне папа наш:
Это просто …
Дети:
-Карандаш.
Воспитатель:
-Правильно, сегодня мы встретимся с карандашом. Смотрите, к нам пришёл непросто карандаш, а король всех карандашей – Карандаш Первый.
Входит мальчик Карандаш
Карандаш:
Здравствуйте, ребята, очень рад всех вас видеть! Вы меня ждали? Я пришёл к вам не с пустыми руками, я привёз вам посылку из моего карандашного государства.
Дети рассматривают посылку.
Воспитатель:
-Ребята, смотрите, сколько здесь карандашей и все они совершенно разные: большие и маленькие, толстые и тонкие, деревянные, пластмассовые, двухцветные, а ещё я вижу восковые карандаши, какое разнообразие, на любой вкус! А вы знаете, давным-давно, в старину, не было таких карандашей, как сейчас.
Рассказ педагога об истории возникновения карандашей:
Раньше художники рисовали серебряной проволочкой, а писали свинцовой палочкой, которую, для удобства, вкладывали в трубочку из кожи. До сих пор, по-немецки, карандаш так и называется: «свинцовая палочка».
История карандаша началась приблизительно триста лет назад, когда вместо свинца стали использовать новый минерал – графит.
Но он очень мягкий и поэтому в графитную массу стали добавлять глину. От этого графитный стерженёк становился тверже и прочнее. Чем больше глины, тем тверже карандаш. Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.
Но графит ещё и сильно пачкается, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной. Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша. Нужно дерево, которое легко строгать и резать, но оно не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.
Графит, глина, дерево, но это ещё не всё. В графитную массу подмешивают ещё жир и клей. Это для того, чтобы графит легче скользил по бумаге и оставлял насыщенный след. Так, около двухсот лет назад карандаш стал похож на тот, что мы привыкли видеть.
Изначально карандаши изготавливали вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого. Карандаш постоянно совершенствовался. Например, круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили стирательную резинку.
Со временем появились цветные карандаши, в которых вместо графита в грифелях используется мел со специальным клеем (каолин) и красящим веществом. Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши. Это карандаши, которыми вы все любите рисовать, потому что они оставляют более яркий след на листе. Карандашами рисовали всегда - рисовали ваши мамы, папы, бабуши и дедушки. Хотите посмотреть на карандаши, которыми рисовали ваши прабабушки?
Педагог показывает детям старую коробку с карандашами. Дети с интересом рассматривают, убеждаются, что карандаши очень похожи на современные.
Ребята, а как вы думаете, почему дети во все времена любили рисовать?
Предполагаемые ответы детей:
-Получается ярко и красиво, можно рисовать что хочешь, в рисунке можно передать свое настроение, можно фантазировать, и т. п.
Художественное слово:
Чтение стихотворения К. Чуковского «Бяка Закаляка».
Воспитатель:
-Ребята, понравилась вам посылка, которую привёз Карандаш Первый?
Ответы детей.
-Ребята, Карандаш очень весёлый, знает много интересных игр.
Проводится подвижная игра «Найди свой цвет»
На полу лежат большие бумажные карандаши, педагог раздаёт детям в руки маленькие карандаши. Звучит музыка, когда остановится, нужно подбежать к такому цвету, какой у тебя в руках. Педагог уточняет у каждого ребёнка, к какому цвету он подбежал и почему. Далее дети меняются карандашами. Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:
-Дорогой Карандаш, я знаю, что с тобой к нам в гости пришла кукла Настя, но почему же платье у неё не яркое, может ты забыл его разукрасить? Или ты ещё хочешь поиграть с ребятами?
Проводится настольная игра «Укрась платье Насти».
На столе лежит большая бумажная кукла и коробка с карандашами, дети по очереди берут карандаши и выкладывают платье из карандашей. Педагог каждому называет цвет карандаша, который нужно взять из коробки. Дети стараются выбрать правильный цвет. Для старших детей педагог дает более сложное задание – различные оттенки основных цветов.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами сконструировали для куклы Насти замечательное яркое платье из карандашей, но карандаши предназначены всё-таки, прежде всего, для рисования. Предлагаю нарисовать весёлую семейку карандашей. Педагог объясняет алгоритм действий: сначала приклеить разноцветные прямоугольные кусочки бумаги, потом подрисовать остальные детали- глаза, рот, руки, ноги, сделать фон, нарисовать, по желанию, травку, солнышко, цветы и т. д.
Продуктивная деятельность детей.
Рефлексия:
-Когда появились карандаши и чем художники рисовали раньше?
-Как выглядели карандаши в древности?
-Как называется минерал, который стали использовать вместо свинца?
-Что ещё подмешивают в графитную массу?