Екатерина Щукина
Конспект НОД «Рождество Христово» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рождество Христово
Программное содержание:
1. Закрепить с детьми знания о зимних праздниках (Новый год, Рождество); об их главных символах, о народных традициях, связанных с этими праздниками. 2. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
3. Вызвать у детей интерес к общению, активное участие в беседе.
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова;
6. Расширить духовный мир детей;
Публикация «Конспект НОД „Рождество Христово“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Старшая группа
- Темочки
Материал: аудиозапись ("Рождественская" музыка и слова Е. Шмакова); иллюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки: игрушечное детское колечко; рождественская елка, иллюстрации празднования Рождества в России; фигурка ангела, бумага, цветные карандаши, ножницы.
Предварительная работа:
1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей» : «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».
2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.
3. Чтение книги о рождественской елке.
Ход занятия: в начале занятия педагог обращается к детям:
- Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. У меня есть для вас одна. Попробуйте ее отгадать.
Наступили холода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой
Педагог: Правильно.
- А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- А вам нравится зима? Чем она вам нравится? (ответы детей)
- В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения были у людей?
Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, строили снежные крепости, играли в снежки, лепили снеговиков.
Педагог: А вы знаете, какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, Рождество.)
Педагог: Вы совершенно правы. Это большие праздники которые мы с вами отмечаем именно зимой. Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год. Что это за праздник? (ответы детей)
Что мы все делаем дома перед празднованием Нового года? Как готовимся к его приходу? (Наряжают елку, разучиваем стихи, песни, танцы, украшаем группу)
Педагог: А как вы с родителями готовитесь к этому празднику дома? (Тоже наряжаем елку, украшаем комнаты, готовим подарки, взрослые готовят разные вкусные блюда.)
К этому празднику готовится вся семья. Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)
- Что является главным символом Нового года? Без чего этот праздник невозможно себе представить? (без елки)
- Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)
- Кто из вас может сказать, какого числа отмечают этот праздник? (7 февраля.)
- Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)
- Вам понравилась песня? (ответы детей)
- Чем она вам понравилась? (ответы детей)
- Какая она по характеру? (ответы детей)
- О чем поется в этой песне? (ответы детей)
- Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)
- Кто из вас знает, что означает слово Рождество? (ответы детей)
- Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Может быть кто-то знает, кто родился в этот день? (ответы детей)
- Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Более 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которого нарекли именем Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.
- А вы знаете почему все люди на всей Земле с радостью празднуют именно его день рождения? (ответы детей)
- Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.
Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству, как и к Новому году, люди всегда начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят разнообразные угощения, разучивают веселые песни, стихи, разные игры. В этот праздник нельзя было скучать, грустить. Наоборот: нужно было веселиться. Когда-то давным-давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. Его отмечали все вместе. На центральной площади города или деревни устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос.
Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками. В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей, тоже был праздник. Те, кто был побогаче, приглашали их в свой дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.
А еще на Рождество проводилось много веселых игр. Какие зимние игры вы знаете? (ответы детей)
Давайте с вами тоже поиграем в одну из них! Хотите?
Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова:
«Колечко, колечко,
катись на крылечко,
через поле,
через луг,
возвращайся, сделав круг!».
Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.
Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза
- Понравилась вам игра? (ответ детей)
Педагог: А теперь, давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".
Дети делятся на две команды.
Снег волшебный это хорошо,
Не растает он в руках у вас ни за что!
И играть в него легко.
Проводится игра «Перенеси снежок» 2-3 раза.
- Ну что? Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.
- Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)
- Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.
- Как вы думаете, какая из них Рождественская? (ответы детей)
- Чем они отличаются? (ответы детей)
Педагог: Кстати обычай наряжать елку был сначала связан с празднованием Рождества. А уже гораздо позже такая традиция перешла на празднование Нового года.
- А посмотрите какие еще символы Рождества существуют? (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)
- Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны? (ответы детей)
- Это обереги. Люди верили, что они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.
- Ребята, все вы наверняка знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. А как назывался этот обычай? («колядование»).
-Верно. Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами. Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу? (ответы детей)
Педагог: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Вовсе нет. Главное в рождественском подарке – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги. Ангел – один из главных символов Рождества. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Ангел всегда приносит людям хорошие вести. Вспомните, именно ангел принес пастухам весть о рождении младенца Иисуса.
- А как вы думаете, как изображали ангелов? (ответы детей)
- Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.
- А как вы думаете, какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное, улыбающееся) Почему именно такое? (ответы детей)
- Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?
Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит. (ребята загадывают желание). А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? (да)
Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас вырежет и разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.
Выбирайте себе любое место и разукрашивайте ангелочков.
Дети рассаживаются за столы и приступают к работе.
По окончанию, педагог предлагает детям:
- Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов. Каким цветом вы их разукрасили? Почему? (ответы детей)
- Почему у них такие лица вы нарисовали? (ответы детей)
- Видно, что все вы очень постарались. Каждый из вас возьмет сегодня своего ангела домой и подарит своим родным: маме, папе, бабушке, дедушке. Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.