Динара Гибадуллина
«Кошка с котятами». Конспект НОД по развитию речи для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию речи, мыслительных операций.
Задачи:
Образовательная:
• Формировать умение внимательно рассматривать картину.
• Совершенствовать умение составлять рассказ по картине, опираясь на план.
• Упражнять в отгадывании описательных загадок на заданную тему.
Развивающая :
• Упражнять в подборе слов, близких по значению, подбирать слова, обозначенные действия предметов.
Публикация «„Кошка с котятами“, Конспект НОД по развитию речи для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з],[ш]и[ж],[ч]и[щ],[л]и[р] и дифференцировать их на слух.
• Совершенствовать умение называть слова с заданным звуком в слове.
• Развивать память, мышление, наблюдательность.
Воспитательная:
• Вызвать интерес к домашним животным.
• Воспитывать уважение на занятии к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.
Методы:
• Словесный
• Наглядный.
Приемы:
• Загадывание загадок.
• Рассматривание картины.
• Беседа.
• Физминутка.
• Игровой.
Словарная работа:
• Закрепление в речи детей умение поддерживать беседу.
• Внесение в словарь детей новых слов : резвится, дремлет, лакает.
Индивидуальная работа:
• Активизация на занятии малоактивных детей – привлекать к беседе, рассматриванию картины, ответам на вопросы воспитателя.
Материал: картина «Кошка с котятами», игрушечный котенок, мяч.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает загадку. Загадки я буду загадывать на ушко.
Острые коготки, мягкие подушки.
Шерстка пушистая, длинные усы.
Мурлычет, лакает молоко.
Умывается языком, прячет нос, когда холодно.
Хорошо видит в темноте, песни поет.
У нее хороший слух, ходит неслышно.
Умеет выгибать спинку, царапается.
- Какая у вас отгадка получилась?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Назовите детенышей кошки?
Дети: Котята.
Воспитатель: Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами. Посмотрите на кошку. Опишите ее внешний вид. Какая она?
Дети: Большая, пушистая.
Воспитатель: Посмотрите на котят, что можно о них сказать? Какие они?
Дети: Маленькие, тоже пушистые.
Воспитатель: Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное?
Дети: Один котенок рыжий, второй – черный, третий – пестрый.
Воспитатель: Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок?
Дети: Один играет с клубком, второй спит, третий пьет молоко.
Воспитатель: Чем похожи все котята?
Дети: Все маленькие.
Воспитатель: Котята очень разные. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котенок по характеру.
Ребенок: Котенок (называет кличку) играет.
Воспитатель: Как еще, можно, сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок).
Ребенок: Котенок (называет кличку) спит.
Воспитатель: Как еще, можно, сказать про него? (отдыхает, дремлет).
Ребенок: А этот котенок (называет кличку) пьет молоко.
Воспитатель: Как можно по - другому сказать? (лакает).
Физминутка «Кошка»
Осторожно словно кошка от дивана до окошка
На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.
А сейчас пора проснутся подтянуться, улыбнуться.
Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну
И из блюдца молочко полакаю язычком.
- А сейчас, ребята придумайте рассказ по этой картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
Кто изображен на картине? Где происходит действие?
Кто мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
Что может произойти, когда вернется хозяйка?
- Ребята, постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Рассказ детей по картине.
Воспитатель: К нам в гости пришел котенок, догадайтесь, как его зовут.
Дети отвечают.
Воспитатель: Котенок поиграет с вами. Как мы позовем к себе котенка?
Дети: Кис – кис.
Воспитатель: Какой звук слышится в конце?
Дети: Звук [С].
Появляется игрушечный котенок, воспитатель говорит от его лица.
Котенок: Послушайте, какой звук я скажу. (Протяжно произносит с-с-с.) Какой звук я сказал?
Дети отвечают.
Котенок: Теперь послушайте другой звук. (Протяжно произносит з-з-з.)
Дети отвечают.
Котенок: А сейчас повторите за мной чистоговорки.
Са-за, са-за, улетела стрекоза.
За-са, за-са, залетела к нам оса.
Дети повторяют.
Котенок: Какие звуки часто встречаются в этих чистоговорках?
Дети отвечают.
Котенок просит детей повторить следущие чистоговорки.
Жа – ша, жа – ша, Женя кормит малыша.
Ча – ща, ча – ща, в речке ловим мы леща.
Ла –ра, ла – ра, начинается игра.
Дети отвечают, какие звуки часто встречаются в этих чистоговорках.
Котенок: Молодцы, вы хорошо различаете звуки. А теперь, давайте с вами поиграем в игру.
Игра «Угадай, где звук?»
Котенок: Мне очень понравилось с вами играть, но мне пора возвращаться к своей маме. А так как вы хорошо отвечали, я вам дарю картинки котят.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Что вам больше понравилось на занятии? И почему?
Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Непосредственно – образовательная деятельность построена с учетом Федеральных государственных требований и возрастных особенностей детей, по структуре общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей развития речи и мыслительных операций у детей.
Задачи:
Образовательные: формировать умение внимательно рассматривать картину; совершенствовать умение составлять рассказ по картине, опираясь на план; упражнять в отгадывании описательных загадок на заданную тему.
Развивающие : упражнять в подборе слов, близких по значению, подбирать слова, обозначенные действия предметов; уточнить и закрепить правильное произношение звуков и дифференцировать их на слух; совершенствовать умение называть слова с заданным звуком в слове; развивать память, мышление, наблюдательность.
Воспитательные: вызвать интерес к домашним животным; воспитывать уважение к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.
Форма организации непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.
Тип деятельности: развивающий.
1 этап – организационный (3 мин) загадывание загадок. Дидактическая задача: привлечь внимание, вызвать интерес детей.
2 этап – мотивационный (4 мин) рассматривание картины. Принятие детьми цели деятельности.
3 этап – закрепление имеющихся представлений (8 мин) рассказывание по картине, дидактические игры.
4 этап – итоговый (3 мин.) подведение итогов по пройденному материалу
5 этап – рефлексия (2 мин.)
непосредственно образовательная деятельность проведена согласно перспективного плана с учетом возрастных особенностей детей. Все части взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одной в другую. Использовала разные виды деятельности: загадывание загадок, дидактические игры, сюрпризный момент, вопрос – ответ. Предлагаемый материал доступен для детей. Была создана создана игровая мотивация, которая способствовала заинтересованности детей. Активно велась словарная, индивидуальная работа. Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный. Дети с интересом выполняли задания, которые им были предложены. Они с увлечением принимали участия в деятельности.
Данная образовательная деятельность способствовала закреплению раннее полученных знаний детей. Единственно я хотела бы, чтобы малоактивные дети не только смотрели, но и сами проявляли свою активность. К этому буду стремиться в дальнейшей своей работе.
Думаю, что цель, поставленная, мною достигнута, дети справились со всеми заданиями.