Ольга Зеленина
Сюжетно-ролевая игра по ФЭМП «Магазин» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД Познавательное развитие, раздел — ФЭМП.
Место работы: МБДОУ д/с №100, г. Тверь
Тема: Познавательное развитие, раздел – ФЭМП.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Ф. И. О. : Зеленина Ольга Николаевна
Должность, квалификационная категория: воспитатель высшей категории.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра по ФЭМП „Магазин“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Магазин. Профессия продавец
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Базовый учебник: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. А., Москва, Мозаика-синтез, 2014г; адаптированная программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т. Б, Чиркина Г. В., Москва «Айрис пресс, 2008г. с учетом особенностей интеллектуальной деятельности детей. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И. – М. : Просвещение, 1997г.
Цель: Углублять математические знания детей через сюжетно-ролевую игру.
Обучающие задачи:
1. Закреплять с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10; 2. Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших.
3. Закреплять умение сравнивать форму предметов с формой геометрических фигур.
4. Формировать умение составлять арифметические задачи и записывать решение с помощью цифр: выделять части задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
5. Упражнять в использовании схем для ориентировки в пространстве;
Развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление, зрительную память, внимание, воображение.
2. Развивать познавательный интерес к выполнению математических действий. 3. Обогащать образные представления детей.
4. Активизировать мыслительные операции, способствующие формированию и развитию аналитико-синтетического мышления в процессе познания и действия с предметным материалом.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, умение работать в коллективе, взаимоконтроль.
3. Формировать эмоционально-поведенческий и социальный опыт детей.
Речевые задачи:
1. Активизировать словарь детей включением математических слов и словосочетаний.
2. Развивать умение высказывать свое мнение полным предложением. 3. Развивать связную речь, включать в нее логические умозаключения. 4. Приучать детей к самостоятельным ответам и суждениям; упражнять в согласовании существительных с числительными; совершенствовать умение различать вопросы «сколько», «который» («какой») и правильно отвечать на них.
Коррекционные задачи: 1. Развивать мелкую моторику рук, глазодвигательную координацию; укреплять глазодвигательные мышцы; 2. Зрительная коррекция восприятия через графическую символическую наглядность; полисенсорное восприятие через работу с предметной наглядностью (демонстрационный материал представлен необходимым фоном и контрастным цветом предметов)
Здоровьесберегающие: Глазная гимнастика с элементами двигательной и дыхательной активности.
Тип занятия: по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков, интегрированный.
Интеграция с другими областями: Социально-Коммуникативное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие.
Форма работы детей: подгрупповая, парами, индивидуальная.
Используемые технологии, методы и приемы: здоровьесберегающая технология (приемы стимулирования и сохранения здоровья - глазная гимнастика, динамическая смена действий, игровая технология (сюжетно-ролевая игра, информационно-коммуникационная технология (постановка и решение задач логического и проблемного характера, личностно - ориентированная технология (совместно-индивидуальная деятельность, совместно-последовательная деятельность).
Необходимое техническое оборудование: диктофон, компьютер.
Итог: индивидуальные беседы после занятия с использованием выбранных флажков.
Организация детей (в каждой части) :
1-ая часть: дети стоят хаотично возле воспитателя, стоят перед доской полукругом;
2-ая часть: дети сидят за столами, дети стоят в шеренге, дети выстраиваются в колонне, сидят за столами, стоят у стульчиков;
3-я часть: сидят за столами.
Предварительная работа: экскурсия в магазин, просмотр презентации о разнообразии форм овощей и фруктов, с/р игра «Магазин» сюжет «Овощной магазин», д/и «Найди предмет похожей формы», рисование и лепка овощей и денежных монет; изготовление кошельков техникой «оригами»; монеты достоинством в 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.
Оборудование: магнитная доска белого цвета; стол, на котором расположены карточки, схемы; стол для «Магазина», на котором разложены по тарелочкам отдельно яблоки, отдельно груши и т. д. пилотка и фартук для продавца, коробочка с отделениями для монет достоинством в 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.
Демонстрационный: геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, овалы, трапеции, ромбы, прямоугольники 120x 120 разного цвета: красного, синего, зеленого, желтого; любые предметы, похожие на эти геометрические фигуры (пирамидка, мяч, строительный цилиндр, коробка с кубиками, коробка с конструктором овальной формы, книга, цветочный горшок трапецевидной формы и т. д.); наборное полотно с кармашками для цифр и математических знаков.
Раздаточный: карточки-полоски белого цвета 300x70 с изображением 2-х видов цветных геометрических фигур 30x30, а с другой стороны написана одна из 10 цифр; нарисованные открытые холодильники 150x90 по количеству детей, с 5-ю полочками: внутри на второй полочке нарисован ананас, а на четвертой полочке нарисован кочан капусты; кошельки (оригами) из бумаги белого цвета с монетками 20x20 внутри достоинством в 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. ; схемы расположения продуктов в холодильнике; наборы счетного материала с цифрами; карточки зеленого цвета с 2-я полосками; фломастер черного цвета по количеству детей; счетный материал для составления задачи: помидоры, огурчики, баклажаны, морковки, лучок; яблочки, груши, апельсины, бананы.
СОДЕРЖАНИЕ
Дети свободно стоят возле воспитателя.
В: - Давайте поприветствуем друг друга.
«С добрым утром! Здравствуйте!
Мы желаем всем здоровья,
И, конечно же, добра!»
1 часть.
В: - Скажите, ребята, чему учит наука математика? Д: - Математика учит считать, складывать, вычитать, сравнивать, делить и многому другому. В: - Чтобы выяснить, для чего людям необходимы знания в математике, мы сейчас будем играть в «Магазин». Эта игра не простая, а с математическими заданиями.
Вводная. 1. Давайте сначала сделаем разминку ума:
(На доске в ряд расположены геометрические фигуры разной величины и разного цвета). Дети стоят полукругом перед доской. В: - Чтобы узнать, сколько перед нами геометрических фигур, какой счет нужно использовать? Д: - Количественный счет.
Воспитатель просит любого ребенка, например, Елисея. В: - Елисей, спроси у ребят, сколько геометрических фигур они видят и какой цифрой обозначить их количество?
(Елисей задает детям вопрос). Д: - 10 геометрических фигур. Обозначаем цифрой 10.
Воспитатель записывает на доске цифру 10. В: - Чтобы узнать, на каком месте стоит каждая геометрическая фигура, какой счет используется? Д: - Порядковый счет.
В: - Давайте посчитаем хором.
В: - Если взять пятую фигуру, какой предмет, лежащий перед вами, будет похож на ее форму? Д: - Пятая фигура - это треугольник, на его форму похожа пирамидка.
В: - Какой предмет похож на фигуру, стоящую на 10-ом месте? (кубик).
2. В: - Разминка окончена.
Присаживайтесь на свои места. (Дети садятся за столы).
В: - Нам нужно сварить компот и приготовить салат. Какие продукты понадобятся для компота? Назовите одним словом.
Д: - Фрукты.
В: - Какие продукты понадобятся для салата? Назовите одним словом.
Д: - Овощи.
В: - В каком магазине мы будем покупать необходимые продукты?
Д: - В овощном магазине.
В: - В какой посуде мы сварим компот?
Д: - В кастрюле.
(На некоторых столах лежит карточка кастрюли).
В: - В какой посуде мы приготовим салат?
Д: - В салатнике.
(На некоторых столах лежит карточка салатника).
В: - Без чего не пойдешь в магазин? Д: - Без денег. В: - Возьмите свои кошельки (Кошельки лежат у каждого на столе в верхнем углу стола). Посчитайте монеты в своих кошельках, а потом напишите на кошельке в кружке, сколько всего монет у вас получилось. (Дети достают из кошельков монеты и считают их, обозначая количество монет нужной цифрой, записывая ее в кружке на кошельке).
В: - Какие правила этикета нужно соблюдать в магазине? Д: - Нужно быть вежливыми, приветливыми.
В: - И соблюдать порядок очереди. Получить свой порядковый номер в очередь вы сможете, встав в одну шеренгу и рассчитаться по порядку.
В: - В одну шеренгу становись! Запомните свой порядковый номер. По порядку расчитаться!
(Дети выходят из-за столов, встают в одну шеренгу и считаются по порядку).
Воспитатель дублирует порядковые номера в список детей на экран компьютера.
В: - А теперь подойдите ко мне. Будьте внимательны: Возьмете карточку с такой же цифрой, какой порядковый номером у вас. Столько же монет вам придется отдать за купленный продукт.
(На отдельном столе лежат карточки в виде полосок с цифрой в пределах 10. Дети называют свой номер и берут карточку с такой же цифрой. На этой же карточке нарисовано количество геометрических фигур по цвету соответствующих овощу или фрукту, который ребенок должен купить).
В: - Возьмите нужное количество монет из кошельков и вставайте в очередь по порядку, каждый на свое место. Проверьте себя по карточке. (Дети встают в очередь)
В: - Карточки вам помогут выбрать овощи или фрукты. Они должны быть похожи по форме и цвету на геометрические фигуры, их должно быть столько же, сколько на карточке фигур.
В: - Затем садитесь на свои места и вместе готовьте нужное блюдо, наклеив столько овощей или фруктов, сколько написано на кастрюле или салатнике.
(Дети приветливо здороваются с продавцом, покупают овощи или фрукты, ориентируясь по своей карточке: по форме, по цвету и по количеству. Обращаются к продавцу, проговаривают, сколько у них на карточке геометрических фигур, какой продукт они покупают, говорят слова благодарности и прощаются с продавцом, садятся на свои места и работают в парах: приклеивают нужное количество в кастрюлю или салатник). В: - Вы купили овощи и фрукты, приготовили вкусный компот и салат. Составьте условие задачи, вопрос и запишите решение и ответ с помощью цифр.
(Дети парами работают за столами, выкладывают решение задачи).
Звучит аудиозапись на диктофоне - Глазная гимнастика:
Глазки вправо, глазки влево и по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем и немножечко потрем. Посмотри на кончик носа и в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник по три раза повтори. Глазки закрываем, медленно вдыхаем.
А на выдохе опять глазки заставляй моргать. А сейчас расслабились и за дело принялись.
3. В: - А теперь, оставшиеся у вас овощи и фрукты, разложите в свой холодильник, чтобы сохранить витамины. Я предлагаю раскладывать по схеме. Возьмите схемы – они лежат у вас на столах. Посчитайте оставшиеся у вас овощи и фрукты и запишите это число в холодильник по схеме.
(Дети пишут число, ориентируясь по схеме, каждый в свой холодильник.)
В: - Скажите, как вы разложили продукты?
( Дети проговаривают свое действие: - Я положил свои продукты справа от ананаса и т. д.) В: - Вот мы и закончили игру в магазин. А теперь вы могли бы ответить, для чего людям необходимы знания математики?
Оцените свою работу в игре: кому было трудно – положите перед собой красный флажок, кому было легко – желтый флажок?
Кому было интересно – положите перед собой зеленый флажок, кому было скучно - синий?
Положите свои флажки в кошелек, после занятия, когда отдохнете, мы разберем ваши успехи и трудности.
Организационный момент
Мотивация к выполнению математических заданий и социально-коммуникативным отношениям.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Игровой прием:
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Активизация мозговой деятельности – поисковая ситуация
Совместные действия воспитателя и детей
Активизация речи
Закрепление ранее полученных знаний
Контроль за выполнением задания
Активизация мышления, речи
Развитие воображения
Практический метод с использованием предметов -заместителей
Активизация речи
Закрепление ранее полученных знаний
Контроль за связной речью
Установка на выполнение задания
Контроль со стороны воспитателя выполнение задания
Установка на выполнение задания
Развитие мыслительной деятельности
Развитие слухового внимания
Практический метод
Самоконтроль и взаимоконтроль
Активизация мышления, воображения
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Развитие связной речи
Контроль со стороны воспитателя за выполнением задания
Обобщение ответов детей
(по необходимости уточнение)
Самостоятельная работа детей.
Побуждение к высказываниям
Опрос 5-6 детей
Использование художественного слова (глазная гимнастика в стихах)
Побуждение к высказываниям
Опрос 5-6 детей
Обобщение ответов детей
Самоанализ