Трубицина Анастасия
Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе «Путешествие в типографию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД познавательное развитие приобщение к социокультурным ценностям в подготовительной группе «Путешествие в типографию».
Цели: познакомить детей с историей возникновения книги и ее созданием; дать конкретные исторические факты по истории книги в разные времена, в разных государствах; показать, как книга преобразовалась под влиянием развития культуры; воспитывать бережное отношение к книгам; развивать интерес к малым фольклорным формам.
Публикация «Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе „Путешествие в типографию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Типография для детей своими руками
- Темочки
Формирование интереса к книге как источнику знаний и произведению искусства. Задачи: Расширять представления детей о разных книгах, истории возникновения книг, показать их значимость в современном мире. Познакомить с процессом создания и оформления книги. По
Оборудование: Проектор мультимедиа, презентация по теме «Путешествие книги», выставка книг, набор картинок для игры «Рифмы» знакомить детей с трудом работников типографии.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг, сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Ход занятия: Дети стоят. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Поднимем наши руки вверх, как лучики тёплого, ласкового солнца. Почувствуйте тепло своих ладошек и передайте его друг другу. Улыбнитесь друг другу. И с таким хорошим настроением начнём наше занятие.
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый!
Мы познакомимся, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя.
Воспитатель. Я хочу загадать вам загадку.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга.)
Правильно, ребята, это книга.
А для чего нужны книги?
Дети: Чтобы много знать, чтобы стать умней, узнавать новое, хорошо учиться в школе.
Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книги были такими яркими, красочными? (Показывает выставку современных книг, разного формата, красочно оформленных.)
Дети: Нет.
Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Первые книги делали из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Из табличек составляли книги.
Давным давно, в такие давние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки. Человеческая память не совершенна, а людям хотелось чтобы их произведения и знания дошли до потоков. И они придумали буквы. Правда первые буквы были больше похожи на рисунки, но это не важно. Буквы были похожи на рисунки, а писали их как вы думаете где? Правильно! на камнях!
А затем появились глиняные книги, они больше были похожи на кирпичики и для того, чтобы написать такую книгу, нужно было очень много таких кирпичиков, тысяча или две. На мягкой глине, специальной палочкой люди выдавливали буковки. Глина застывала и хранилась долго. В Древнем Египте появились книги из папируса. Папирус – это речной тростник с высоким, до 5 метров толстым стволом. Этот ствол резали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длинной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляреПозже, в Древней Греции, появилась книга из ПЕРГАМЕНТА. И она уже была больше похожа на нашу современную книгу. В древнем городе Пергам, откуда пошло название материала, пергамент выделывался из шкур животных. На изделие одной такой книги уходило целое стадо баранов. Писали ее от руки несколько лет. Были они очень дорогие. Книги были рукописные и писали их люди с очень красивым, так называемым каллиграфическим почерком. Сейчас каллиграфический почерк выглядит так. Раньше буквы отличались от современных, но требования к каллиграфическому почерку те же – буквы должны быть очень ровными, написанными по правилам, без ошибок, одинаковые по высоте и ширине.
Затем, в древнем Китае изобрели бумагу. Сделали ее из клейкой массы бамбука и воды. Раскатали и оставили сушиться на солнце. И долгое время секрет этот китайцами хранился.
Ну а современные книги печатаются на печатных машинах. Прародителем печатной машины стал печатный станок, который изобрели в Германии несколько столетий назад. Как же развивалась книга у нас на Родине? В Древней Руси писали на березовой коре. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. Позже создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые люди – писцы. Рукописных книг было мало и стоили они дорого. Первая типография появилась в Москве при царе Иване Грозном, называлась она книгопечатня, первопечатником стал Иван Федоров.
Физкультминутка.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы
1. Материал, из которого делали первые книги. (Бамбук.)
2. Растение, из которого делали книги. (Папирус.)
3. Как называли обработанные шкуры животных. (Пергамент.)
4. Мягкий материал, на котором писали заостренной тростниковой палочкой. (Глина.)
5. Знак, которые использовали для написания книг. (Иероглифы.)
6. Наружная часть березовой коры. (Береста.)
Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. (Показывает.)
Давайте вспомним, где печатают книги?
Дети: В типографии.
Воспитатель: А люди каких профессий работают в типографии?
Дети: Наборщик, печатник, переплетчик.
Воспитатель: Ребята, а кто пишет книгу?
Дети: Автор.
В заключение дети вспоминают крылатые выражения о книге.
1. С книгой поведешься – ума наберешься.
2. Книги не говорят, а правду рассказывают.
3. Чего сам не знаешь, то в книге прочитаешь.
4. Хорошая книга – хороший друг.