римма тимергазиева
Конспект познавательной НОД «Откуда приходят звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы и оборудование:
- магнитофонная запись различных звуков, музыки;
- леска для получения звуковых колебаний, барабан с палочками, лист тонкой бумаги для каждого ребенка;
- схема последовательности экспериментальной работы;
- карточки с изображением органов чувств.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение на фоне звучащей музыки.
Воспитатель:
Сколько звуков вокруг!
Их нам слышать дано:
Это пение птиц,
Это окрик в окно.
Это дивная музыка,
Шелест листвы,
Это песня далекая,
Это я, это вы.
Публикация «Конспект познавательной НОД „Откуда приходят звуки?“» размещена в разделах
А теперь прослушайте магнитофонную запись, и назовите звуки, которые вы узнаете.
Звучит магнитофонная запись, и назовите звуки, которые вы узнаете.
Во время прослушивания воспитатель вместе с детьми комментирует услышанное.
В: Мир звуков многообразен. О звуках, которые мы слышим мы и поговорим.
Педагог показывает детям карточки с изображениями органов чувств.
В: Каким органом чувств мы воспринимаем звук? Выберите карточку с его изображением. (дети отвечают)
Давайте убедимся в правильности нашего ответа.
Педагог предлагает детям послушать музыкальный фрагмент, то зажимая, то открывая уши, и поделиться своими впечатлениями.
Педагог демонстрирует детям опыт с туго натянутой леской.
Когда леска не подвижна, никаких звуков не возникает. Но стоит только до нее дотронуться, «поколебать» ее… что тогда происходит? (Возникает звук).
Внимательно понаблюдайте за движениями лески. Что можно про них сказать? (леска дрожит, быстро двигается то в одну, то в другую сторону. Ее движения повторяющиеся.)
Такие движения называются колебаниями. Колеблющаяся леска заставляет двигаться и дрожать воздух, который ее окружает. От этого и возникает звук.
Чтобы убедиться в этом, проведем еще один эксперимент.
Педагог подзывает нескольких детей и предлагает им положить пальчики на большой барабан; потом выстукивает на барабане ритм.
Поделитесь своими ощущениями с ребятами. Что ощущали ващи пальцы, когда я стучала по барабану? (дрожание натянутой на барабан кожи)
Оказывается, и барабанный звук создается колебаниями поверхности барабана после удара палочками.
Педагог предлагает детям занять место за столами.
В: Перед вами лист бумаги. Он тоже может издавать звуки. Что для этого нужно сделать? (нужно помахать листом бумаги.)
Когда мы говорим, мы тоже произносим звуки – звуки речи. И они, как любые другие звуки, возникают в результате колебаний воздуха.
Положите ладошку на горло и произнесите: «А-а-а! У-у-у!»
Что происходит с горлышком? (оно дрожит.)
Итак, сделаем вывод: звук – это колебания.