Татьяна Шагова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Юные спасатели леса» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.
2. Развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, комбинаторные и композиционные умения.
3. Закреплять знания детей о правилах поведения в природе.
4. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира „Юные спасатели леса“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Игрушечный заяц; угощение для зайца; плакат «SOS»; мобильный телефон; запись спокойной музыки; видеозаставка «Пожар в лесу», «Лес после пожара»; бабочки – оригами.
Предшествующая работа:
Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар»; чтение произведений о природе; экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности); просмотр видеофильма «Огонь друг-огонь – враг»; создание игровых, обучающих ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Маша обожглась»; беседа «Пожарный – профессия героическая».
Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», В. Маяковского «Кем быть?». Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Чтение стихотворения «Что такое лес?» (звучит спокойная музыка).
Я пришла к вам сегодня
С этой музыкой нежной
Доброй и светлой,
Родной и приветной
В музыке этой
Лесные тропинки.
Солнце сверкает.
Сияют росинки.
Звонко стрекочут кузнечики тут.
Птицы счастливые песни поют.
-Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие. Готовы все идти за мной? Сначала пройдем по узенькой тропинке, перешагнем через упавшие деревья, перейдем болото по кочкам. (Слайд 1)
- Вот мы и в лесу! Правда, здесь красиво. (Ответы детей).
- Присядем (дети садятся на стульчики)
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Что нам шепчешь на заре
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи
Ты же видишь, мы свои…
-Ребятки, а вы знаете, что такое лес?
- лес – зеленый наряд нашей земли.
- лес – дом для птиц и животных.
- лес – наше богатство.
- лес – красота нашей природы.
- лес – врач, очищает воздух, дает кислород.
2. Физкультминутка «Птички»
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места).
На пенечке сидит заяц и рядом лежит конверт
3. – Ребята смотрите на пенечке кто – то сидит (ответы детей) Он почему – то молчит? Как вы думаете, почему он грустный?
- Как же нам развеселить зайку? Может зайчик есть хочет? Давайте угостим его морковкой. Нет, не ест ничего.
- Что это за конверт? Давайте посмотрим, что там.
В конверте напечатан знак сигнал «SOS».
- Кто знает, что обозначает этот знак? (ответы детей)
- Зайчик прибежал к нам, за помощью.
- Что же зайчик хочет нам сказать? Давайте посмотрим, и быть может, сумеем помочь зайцу.
Просмотр слайда «Пожар в лесу». (слайд 2)
Во время просмотра чтение стихотворения:
Огонь траву с цветами вмести выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
(В. Шефнер)
- Как вы думаете, о чем же заяц хотел нам сообщить?
- Что же нам делать?
- Правильно нужно позвонить в пожарную часть.
- Какой же номер у пожарной части? Подскажите мне, пожалуйста. (01) (Слайд 3)
- Ребята, а как мы должны сообщить о пожаре по телефону? (Назвать свое имя и фамилию; сказать, что случилось и свой адрес).
Игра «Вызовем пожарных».
(импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребенок).
- Пожарные уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!
Воспитатель: Ребята, а кто такие пожарные? Как вы думаете, что нужно делать, что бы стать пожарным? (Слайд 4)
Дети: Заниматься спортом, уметь слушать, быть добрым, много знать приемов спасения людей.
- Какие должны быть пожарные? (смелые, отважные, бесстрашные, выносливые, сильные)
5. Рассматривание картины «Лес после пожара» (слайд 5)
- Я очень рада, что лес зайчика пожарные спасли, но одна полянка все- таки сгорела. Посмотрите, как она выглядит. Как вы думаете, что здесь произошло? От чего мог произойти пожар?
- А, как вы думаете, почему лес может погибнуть после пожара?
- Кто может мне сказать, как можно потушить огонь, если он небольшой?
Воспитатель: Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте превратимся с вами в волшебников. Закройте глазки. Ну, вот вы и волшебники! Посмотрите, дым рассеялся, и на полянке ничего нет. Что бы вы подарили лесу?
(Убирается картинка и выставляется ватман, разделенный на две части: трава и небо)
6. Дидактическая игра «Если бы я был волшебником».
Дети дарят лесу подарки, объясняя их значение.
Например:
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревая тебя.
Воспитатель:
- Рисунок фести, мести,
Не сидит на месте,
Кисточка хлоп-хлоп
Рисунок прыг-скок. (Слайд 6)
- Мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине сделали живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес зайца, но мы и в жизни обязаны это делать.
- Чтобы в лесу не случилась беда, как вы думаете, что надо соблюдать?
- Правильно, надо соблюдать правила поведения в природе.
7. Игра «Можно - нельзя» (дети отвечают хором)
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (Можно)
Ходить и топтать на лугах цветы
Ходить только по тропинкам
Рвать большие букеты цветов
Любоваться ими
Оставлять мусор в лесу
Собрать мусор в яму и закопать его
Разжигать костры в лесу
Беречь лес от пожара
В лесу шуметь
Слушать пение птиц
Воспитатель: Ну что ж нам пришла пора прощаться с зайчиком, лесом и возвращаться домой. До свидания!
Рефлексия. Как вы думаете у зайца какое настроение? (ответы детей)
А какое у вас настроение?