Татьяна Сироткина
Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Знакомство со свойствами песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами песка, глины; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины.
Образовательные задачи:
Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Формировать умение сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый – плотный, лепится – не лепится) Учить элементарным экспериментальным действиям.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе „Знакомство со свойствами песка и глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Совершенствовать умения с помощью зрения и осязания различать контрастные материалы: песок – глина. Формировать умение сопряженному действию рук общей и мелкой моторики и артикуляции речевого аппарата. Развивать речь на основе формирования чувственного опыта детей и овладение детьми конкретным «понятийным» словом.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; любознательность; аккуратность при работе с природными материалами.
Словарная работа:
Песок –сыпучий, движется, рыхлый, сухой, сырой, не лепится
Глина – плотная, не сыпучая, влажная, лепится.
Материал: емкость с песком, вода, трафареты, формочки, глина, трубочки, лупы, тарелки,лейки.
Ход занятий.
Воспитатель:
- Посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с ними. Сначала руками (дети машут руками, а затем скажем словами «Здравствуйте». Ребята посмотрите у меня в руках конверт, он необычный, его мне прислал Незнайка из Цветочного города. Незнайка не может различить, что такое глина, а что такое песок. Что можно делать из глины и песка? Он просит помочь ему.
Проходите к столам.
-Ребята, вы любите играть с песком? Вот здесь у нас в маленькой комнатной песочнице насыпан песок. Давайте струйкой будем сыпать и посмотрим, что у нас получится.
(Дети струйкой насыпают большую гору песка)
Воспитатель обращает внимание на постройку:
- Посмотрите у нас получился большой дом, молодцы ребята. А что вы ещё можете сделать из песка?
Воспитатель предлагает детям взять лупу и рассмотреть песок.
Воспитатель:
- Давайте внимательно рассмотрим из чего состоит песок? (из зернышек-песчинок)
- Как выглядят песчинки? (они очень маленькие, круглые, полупрозрачные)
-Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? (похожие и не похожие; одна больше, а другая меньше или одинаковые)
- У нас есть ещё формочки. Давайте слепим разные фигурки.
(Дети пытаются лепить из песка, у них ничего не получается)
Ребята, а почему песок не лепится?
- Потому что песок сухой.
- А что же нужно сделать, чтобы песок стал влажным?
- Надо полить его водой.
Дети берут воду и поливают песок. (или воспитатель)
Воспитатель:
- Вот теперь песок стал влажным. Попробуйте ребята слепить из песка разные формочки.
Дети лепят из песка.
Воспитатель:
- Ребята, песок хорошо лепится?
- Да!
- Сколько разных формочек вы налепили.
Воспитатель:
- А ещё на мокром песке можно оставлять интересные отпечатки – следы. Давайте попробуем.
(Дети оставляют отпечатки с помощью трафаретов)
Воспитатель спрашивает:
- Ребята, так какой песок бывает?
- Песок бывает сухим и мокрым.
- Сухой песок лепится?
- Нет.
- А из какого песка лучше лепить?
- Из мокрого.
Физкультминутка «Песчинки»
Воспитатель предлагает детям :
Вокруг себя повернитесь и в песок все превратитесь
Вот как много у нас песка, каждый из вас песчинка,
Весь песок сухой, он сыпучий
Вдруг подул сильный ветер (воспитатель дует на детей)
Все песчинки поднялись кверху, полетели песчинки, закружились
Посмотрела в окно хозяйка (воспитатель) и думает: «Что-то пыльно на улице, песок летит в лицо»
Взяла она лейку с водой и стала песок поливать; песчинки намокают и опускаются на землю;
Мокрый песок не сыпучий из него можно лепить,
Возьмитесь за руки все – вот какой большой каравай слепила хозяйка из мокрого песка
Воспитатель говорит:
- Ребята, а сейчас я хочу вам показать ещё один материал. Это глина. Высыпите содержимое в другой лоток, получилось высыпать? Что глина сделала (глина упала) Глина не сыпется как песок, а слипается комочками и ее нельзя так легко высыпать как песок. Давайте подуем на песок и глину, посмотрите как двигаются песчинки? а теперь посмотрите как двигаются комочки глины? Могут комочки глины двигаться так же быстро и легко как песок? Песчинки легко сдуваются а комочки глины –нет.
Давайте с вами рассмотрим глину, видны ли такие же песчинки в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседям, а в глине – слипшиеся, очень мелкие частички, чем-то она похожа на пластилин. Глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу
Воспитатель:
- Попробуем с вами слепить из глины. Глина лепится? (нет-она сухая)
А если полить на нее воду, что произойдет (она станет липкой и будет лепится) Из такой глины можно слепить «угощения» для Незнайки
- Вот это здорово! Сколько мы здесь налепили конфет, печенья
Воспитатель:
- Теперь мы напишем письмо Незнайке, чтобы он тоже знал, что такое песок и что такое глина : песок может сыпаться (сыпучий, легкий, рыхлый, состоит из мелких песчинок, не лепится- только мокрый может лепится, глина-плотная (не может сыпаться, лепится).