Мария Лобова
Конспект НОД по экспериментированию «Чудеса магнита»
▼ Скачать
Занятие для детей среднего дошкольного возраста.
Цель:Формировать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Задачи:
Обучающие:
- Создать условия для включения детей в совместную с воспитателем практическую исследовательскую деятельность.
- Формировать представления детей о свойствах магнита.
Развивающие:
- Развивать у детей логическое мышление, воображение, память.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Чудеса магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Аккуратность при работе с магнитом и желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа:
Обогащение словаря: притягивает, металлический.
Активизация словаря: магнит, гладкий, холодный, тяжелый, твердый, пластмассовый, деревянный, бумажный, эксперимент.
Материал и оборудование: игрушка Буратино; магниты на каждого; подносы с предметами из разных материалов: пластмассовая пробка, деревянный кубик, бумажная снежинка, металлическая монета; стаканы с водой и ключики на каждого ребенка; песок; большой магнит, таблички с изображением символов по правилам проведения экспериментов, монеты, ключ, фартуки и нарукавники, карточки-схемы.
Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, рассматривание иллюстраций, беседы. Просмотр мультфильма «Фиксики» - эксперимент с магнитом.
Ход занятия:
Дети проходят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями). Садятся на стулья.
1. Мотивационный этап
Воспитатель показывает фокус (Ключ, магнит под столом, ключ двигается).
Воспитатель: Что это за фокусы? Кто это тут балуется?
Достаёт из-под стола игрушку Буратино.
Буратино: Здравствуйте! Это я-Буратино! А вы знаете, я нашёл странный камень, которого никогда раньше не видел. Хотите я вам его покажу?
Дети: Да.
Достаёт магнит с прилипшими к нему монетами.
Буратино: Ой, а почему это к этому камню прилипли мои монетки?
Воспитатель: Какой же это камень, Буратино? Что это, ребята?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Конечно, магнит.
Буратино: А что это такое? Я не знаю.
1. Ориентировочный этап:
Воспитатель: А давайте вместе с Буратино посмотрим мультфильм про магнит, и узнаем, что это такое.
Дети: Давайте.
Мультфильм.
Буратино: Ой, как интересно. Вот теперь я понял, почему магнит притянул мои монетки.
Воспитатель: Вы хотите узнать побольше о магните?
Дети: Да.
Давайте поэкспериментируем с ним и проверим как же он работает. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении экспериментов?
Карточки-схемы: 1. Надеть специальную одежду. (фартуки и нарукавники уже одеты)
2. Не шуметь.
3. Внимательно слушать.
4. Ничего не трогать без разрешения.
2. Исполнительский этап
Воспитатель: Теперь давайте пройдем к столу, сядем на стулья и рассмотрим магнит поближе.
-Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
- Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (Ответы детей)
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем - магниты какие? : гладкие, холодные, твёрдые, без запаха, не ломаются. Магниты бывают разного размера и разной формы. (большие - тяжёлые, а маленькие легче).
Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»
Давайте проведем первый эксперимент и на личном опыте убедимся, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет.
Перед каждым стоит поднос с разными предметами, возьмите по магниту и проведите им над каждым предметом.
Делаем опыт.
Воспитатель: Ребята, скажите, какой предмет притянул магнит?
Из какого материала он сделан?
Дети: Монету. Из металла.
Значит монета какая? (Металлическая)
Воспитатель: Предмет, который притянул магнит положите на стол, рядом с подносом. А в нем остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (Рассматривают).
Воспитатель: Из какого материала сделаны оставшиеся предметы? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте по порядку: пробка-из пластмассы, кубик- из дерева, снежинка- из бумаги. Значит магнит не притягивает пластмассу, дерево, бумагу.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем? Предметы, сделанные из какого материала притягивает магнит?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Сейчас я раздам вам таблицы с изображением тех же предметов, что и в ваших подносах, положите красный кружок на изображение того предмета, который притянул к себе магнит.
Выполняют.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Подходят к воспитателю.
Буратино: Теперь то я понял, почему к магниту притянулись только монетки.
Да, этот магнит действительно очень нужный предмет.
Вот, что я вспомнил, в один солнечный денек я играл у пруда со своим золотым ключиком, и уронил его туда. Плачет.
Воспитатель: Ребята, а ведь его ключик тоже металлический. Давайте поможем Буратино и подумаем с помощью чего он сможет достать ключик из воды.
Дети: Ответы (с помощью магнита)
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли нам помочь магнит в воде?
Ответы детей.
Пройдемте в следующую зону.
Опыт №2. «Магнит и ключик в воде».
Воспитатель: Давайте проверим это. В стакане с водой лежит ключик, попробуйте с помощью магнита достать его из воды.
Проделываем опыт.
- Ребята, с помощью чего вам удалось достать ключ?
Дети: С помощью магнита.
Воспитатель: Правильно, магнит его притянул. Молодцы.
Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?
Дети: Да
Воспитатель: Сохраняются. И в воде магнит притягивает металлические предметы.
Буратино: А я и не знал, что с помощью магнита, из воды можно доставать металлические предметы! Большое спасибо за помощь! Ох, и устал же я, вот бы немного отдохнуть!
Воспитатель: Буратино, давай мы покажем тебе одну замечательную разминку! Она как раз про тебя. Подойдите все ко мне.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино-потянулся, раз-нагнулся, два-нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
Буратино: Сил то я набрался, но есть ещё одна проблема. Дело всё в том, что раньше у меня было очень много монет, но половину я растерял в песочнице. Вы такие умные, может вы ещё и придумаете, как мне найти в песке мои пропавшие монетки.
Воспитатель: Не переживай, мы и здесь тебе поможем! Пройдемте за следующий стол.
Опыт № 3 «Найди монеты в песке».
Воспитатель: Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как найти небольшие монетки в песке? Что нам может помочь?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Что мы должны сделать, чтобы найти в песке монеты?
Ответы детей.
Воспитатель: Нужно приложить магнит к песку и провести им по поверхности.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, притягивает ли магнит металлические предметы через песок.
Проводим опыт.
Воспитатель: У нас получилось отыскать монеты в песке?
Дети: Да.
Значит и песок магниту не помеха.
Буратино: Спасибо вам, ребята! Помогли мне, отыскали пропавшие монеты!
Садитесь на стулья.
4. Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, а мы с вами давайте ещё раз вспомним, что мы узнали с помощью опытов, что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Буратино: А скажите разгадали ли вы секрет моего фокуса в самом начале занятия, почему же ключик двигался по столу, с помощью чего передвигался?
Ответы детей. (С помощью магнита)
Итог занятия. Воспитатель: Магнит притягивает металлические предметы.
Действует сквозь воду, песок и даже через стол.
5. Перспективный этап.
Буратино: Спасибо вам большое, у вас было так интересно и познавательно!
Вы сегодня хорошо поработали. Все- молодцы и давайте себе похлопаем! Обязательно, расскажите своим друзьям и родителям, какие мы делали эксперименты, что интересного и нового узнали о магните, и о его свойствах. Думаю, им тоже будет интересно!
А я хочу подарить вам набор разноцветных магнитов для вашей группы, на память о нашей встрече.
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с гостями.
Дети прощаются и уходят.
Использованная литература
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду».». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.