Вероника Пичужкина
Конспект НОД по экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет «Волшебные кристаллы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментальной деятельности для детей 6-7 лет.
Тема: «Волшебные кристаллы».
Цель – познакомить детей с понятием «кристалл», научить выращивать кристалл в домашних условиях.
Задачи: воспитать любовь к новым познаниям, вызвать интерес к экспериментам, научить пользоваться полученными знаниями.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет „Волшебные кристаллы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы: камни-минералы, соль, сахар, песок, сода в прозрачных стаканчиках или баночках.
Ход занятия.
Воспитатель показывает разложенные на столе минералы и другие кристаллы : соль, сахар, песок, сода. Обращает внимание на камни: «Дети, кто догадался, что это за камни?» Ответы детей.
Эти камни называются минералы, а по-другому кристаллы. Кристаллы бывают драгоценными (показ на экране драгоценных камней – топазы, рубины, аметисты, алмазы, но и не драгоценными», – показ камней на столе.
Воспитатель продолжает: «Ребята, а вы догадывались, что на самом деле почти весь окружающий наш мир состоит из кристаллов? С кристаллическими веществами мы встречаемся на каждом шагу – дома, в школе, на улице. Мы едим кристаллы, например, соль (показ стаканчика с солью) или сахар (показ сахара, мы ходим по кристаллам, так что они хрустят под ногами, лечимся кристаллами. Соль и сахар, снег, лёд, глина и песок – всё это не что иное, как кристаллы. А как вы думаете, что означает слово «кристалл»? Ответы детей. Само слово «кристалл» означает на греческом языке «лёд» или «горный хрусталь». Воспитатель снова обращает внимание на стаканчики с кристаллами, при этом дает потрогать и рассмотреть внимательнее кристаллы песка, сахара, соли, при это продолжая рассказ: «Кристаллы – это твёрдые вещества, имеющие правильную геометрическую форму и определённое количество граней. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, но могут отличаться размерами. Кристаллы могут быть образованы человеком в лаборатории или в природе. Существуют сотни веществ, образующих кристаллы и вода – одна из самых распространённых из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки. Минералы тоже превращаются в кристаллы, когда переходят из одного состояния в другое: из горячей жидкости в твёрдую холодную форму. Например, горный гранит (показать камень) содержит кристаллы таких минералов, как кварц, полевой шпат и слюда. А миллионы лет назад гранит был расплавленной массой минералов в жидком состоянии.
В настоящее время в земной коре – это внешняя оболочка Земли, имеются массы расплавленных горных пород, которые медленно охлаждаются и образуют кристаллы различных видов».
Физкультминутка.
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнём!
И опять работать мы пойдём.
«Ребята, для меня было открытием, что живые организмы могут являться настоящими «фабриками» кристаллов : например, кораллы на дне моря образуют целые острова, сложенные из мельчайших кристаллов кальция. (показ на карточке кораллов или на экране).
Природа нам также продолжает преподносить сюрпризы, создавая всё новые чудеса. В 2000 году, в мексиканской пустыне была открыта необычная пещера, где находятся самые большие природные кристаллы. Эта пещера теперь так и называется - «Пещера Кристаллов – Гигантов». Температура воздуха там составляет около 50 градусов, а влажность почти 100%! Поэтому люди, прежде, чем зайти в неё, надевают специальные костюмы. (Показ на экране).
А теперь давайте вместе с вами тоже создадим кристаллы, и не просто кристаллы, а целый «кристаллический мост»! Для этого нам понадобятся 3 стаканчика, соль, вода и шнурок. В двух стаканчиках мы сейчас разведем «насыщенный солевой раствор», третий стаканчик у нас остаётся пустым. Ставим стаканчики в одну линию (пустой ставим посередине). Теперь проводим «мост» из шнурка по трём стаканчикам. Шнурок должен касаться поверхности раствора в каждом стаканчике. Оставляем наш «мост» на несколько дней и при образовании кристаллов соли на поверхности шнурка, спрашиваем у детей, почему это произошло? Объясняем детям, что вода перешла в газообразное состояние, а соляные кристаллы сохранились и протянулись по нити, создав мост. Он затвердел и стал похож на настоящий.