Назарова Ольга
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Аптека под ногами» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Аптека под ногами» с использованием ИКТ
Разработала: Назарова Ольга Михайловна
воспитатель, I кв. категория
Цель: формирование у детей бережного отношения к природе, знаний о мире лекарственных трав, их ценности для здоровья человека.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе „Аптека под ногами“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения.
Развивающие:
развивать познавательный интерес дошкольников в процессе экспериментирования.
развивать умение сравнивать и анализировать, делать выводы.
развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Воспитательные :
воспитывать у детей бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.
воспитывать умение правильно вести себя на природе.
Предварительная работа:
Беседы: «Лекарственные растения Калужской области», «Правила сбора лекарственных трав», «Для чего нужны лекарственные растения?», «Что лечит растение?», Экологическая игра «Узнай целебную травку».
Прослушивание песни "Мир похож на цветной луг" (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). Экскурсия по территории детского сада, сбор гербария. Разучивание стихотворений, загадок о растениях. Просмотр презентации «Лекарственные растения».
Материал: презентация, березовый листок, гербарий лекарственных растений, игрушка ежик, запись пения птиц, шум ветра, бумажные султанчики, вырезанные из бумаги ромашки с загнутыми лепестками, тазики с водой, тряпочки.
Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуй солнце,
Здравствуй, небо,
Здравствуй, ветерок, трава,
Здравствуйте, мои друзья!
-Ребята посмотрите к нам в окошко залетел берёзовый листочек. Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой природы. Но, сначала вспомните, как вести себя в лесу (ответы детей)
Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Дружно скажем раз, два, три -покружись, и в лесу мы очутились (Звучит пение птиц, шум ветра)
Речь с движением «По тропинке в лес…»
По тропинке в лес пойдем (дети шагают)
Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек, (перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево, (смотрят налево)
Посмотрели мы направо, (смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны)
Вот мы и оказались в лесу, ой я что-то слышу.
На экране появляется ежик (использование икт)
-Пых-Пых! (звуки ежика)
Дети: Ёжик!
Воспитатель : что случилось, Ёжик?
Ё жик: Я шел, по дорожке и наткнулся на палку и поранил себе лапку, у нас аптек в лесу нет, и не знаю, как ее вылечить. Помогите пожалуйста.
Воспитатель : ребята поможем ежику вылечить лапку?
Дети: да!
Воспитатель : присаживайтесь на пенечки — это наши стульчики.
-Ребята, а вы знаете мы уже с вами попали в аптеку, но не простую, а лесную.
Лесная аптека не похожа на обычную, где лекарства хранятся в таблетках и бутылочках. В лесной аптеке целебными свойствами обладают корни, стебли, листья, цветы растений. Богат и разнообразен выбор лекарств в лесной аптеке, но здесь нет этикеток. Поэтому надо точно знать какие растения от каких болезней лечат. И какой травкой надо вылечить лапку ежику.
Воспитатель : хотите узнать какие лекарственные растения растут в лесу?
(Ответы детей.)
Воспитатель : Я буду загадывать загадки, а вы -отгадывать и искать это растение из нашего гербария. (На экране появляются лекарственные растения, которые дети угадали)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
Дети: Одуванчик!
Воспитатель : (дети находят и показывают из гербария одуванчик)
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения.
А ещё из цветков одуванчика люди варят очень вкусное и полезное варенье.
И не только люди пользуются одуванчиками. К этим красивым цветам любят прилетать пчёлы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. Пчёлы потом из него делают одуванчиковый мёд – густой и ароматный.
Ребята, а как вы думаете, что будете, если мы сорвём все одуванчики?
(ответы детей.)
-Если мы сорвём все одуванчики, то для бабочек не будет сладкого сока.
Воспитатель : правильно, бабочки или погибнут от голода, или улетят искать себе новые цветочки. И нам будет плохо - скучно, некрасиво вокруг.
Поэтому давайте мы не будем срывать одуванчики и сохраним красоту на земле. Пусть они растут и радуются солнышку! Да и пчёлки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
Но не всегда одуванчики жёлтые, похожие на солнышко. Проходит время, и жёлтые лепестки сменяют белые воздушные пушинки.
Белые пушинки — это семена. Подует ветерок, и разлетаются семена одуванчика далеко-далеко в разные стороны. Падают эти семена на землю и потом прорастают. И опять появляются новые цветы
Мы сейчас будем ветерками и будем дуть, чтобы семена разлетелись на новые места.
Дыхательная гимнастика «Ветерок» (с использованием бумажных султанчиков)
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Воспитатель : слушайте следующую загадку
Стоит в лесу Кудряшка.
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
Дети: Ромашка! (дети находят и показывают из гербария ромашку)
Воспитатель : ромашка — это такой маленький цветочек на тоненьком стебельке. Стебелёк зеленого цвета и на нем много маленьких ромашек. Лепестки цветка белого цвета, а серединка желтая. Ромашка растет и в поле, и в саду. Ромашка напоминает небольшие солнышки, такие же теплые, яркие и солнечные.
Ромашка – это целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простудных заболеваниях. Сначала цветочки собирают, затем сушат. А еще она является символом России и семьи, все семьи любят цветы ромашки.
-Посмотрите ребята, наши ромашки кто-то сорвал и бросил, и они закрыли свои лепесточки. Как же нам им помочь? (Показ бумажных ромашек с закрытыми лепестками)
(ответы детей)
Воспитатель : я знаю один способ и поможет нам в этом вода.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Распускающиеся ромашки»
Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Кладем наши бумажные цветки в таз с водой, и что же мы видим…
Вот так чудеса! Бутоны цветков раскрываются.
Удивительно, но можно услышать шелест лепестков при распускании!
Оказывается, бумажные волокна, из которых состоит бумага, впитывают воду, набухают и стремятся выпрямиться. При этом лепестки начинают раскрываться. Наши ромашки опять стали красивыми и чудесными.
Скажите ребята, а можно собирать большие букеты из ромашек.
(ответы детей).
Воспитатель : мне тоже их жалко, ведь они такие нежные и красивые.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель : Слушайте следующую загадку
У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?
Дети: Подорожник! (дети находят и показывают из гербария подорожник)
Подорожник — лекарственное растение.
Подорожник в народе называют «скорая помощь», «аптека у дороги». При порезах, ушибах, ранках поможет лист подорожника. Его прикладывают к больному месту. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт. А еще подорожник получил свое название за то, что он растет вдоль дорог и тропинок.
Физминутка.
Подорожник потянулся (поднять руки вверх, потянуться)
И красиво улыбнулся (развести руки в стороны, улыбнуться)
Листик вверх, листик вниз (руки вверх, руки вниз)
И вперед ты наклонись (наклониться вперед, руки на поясе)
Дружно встали стебли шире, (выпрямились, ноги в сторону)
Вниз листочки мы сложили, (наклониться вниз, руки к носкам ног)
Вправо-влево наклонились (наклон вправо- влево, руки на поясе)
Солнцу дружно улыбнулись (руки в стороны, вверх и обратно)
Скоро силы наберем, (имитируют движения спортсмена)
Быстро, быстро подрастем (руки вверх, потянуться)
Воспитатель : Ребята как вы думаете подорожник поможет вылечит лапку ежику.
-Дети: Да.
Воспитатель : Давайте мы полечим нашего друга. Выбирайте кто из вас будет доктором (дети сами выбирают доктора, надевают медицинский халат, чепчик.)
-Итак ребята, что нам надо сделать.
Дети: протереть лист бинтом чтобы он был чистым. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ране ежика и перевязать повязкой, боль будет проходить.
Ежик: спасибо вам, ребята, мне уже стало легче. Какое замечательное растение - подорожник! Я побегу к своей маме и расскажу про это удивительное растение.
Вот видите ребята, сколько нового мы узнали про обычные растения, которые растут рядом с нами. Надо только знать, любить природу нашего края, бережно к ней относиться, и тогда лес откроет нам свои любимые кладовые. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе «большое спасибо»
-Дети: «большое спасибо» Калужскому краю.
Воспитатель : нам пора возвращаться в детский сад. Дружно скажем раз, два, три -покружись, назад в группу воротись!» (звучит сказочная мелодия).
Воспитатель : понравилась вам в нашей лесной аптеки? Что нового и интересного вы узнали?
(Ответы детей)
-Скажите, с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились?
Воспитатель : Какую пользу они приносят людям?
Дети: лечит людей.
Кому мы сегодня помогли? Молодцы ребята вы правильно ответили на вопрос.