Озаровская Анастасия
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Дуб — добрый богатырь»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательные:
- расширять, обогащать знания детей о биологических особенностях дуба, его лекарственных, пищевых свойствах, хозяйственном применении;
- познакомить детей с разнообразием дубов;
- продемонстрировать на примере экосистемы дуба взаимосвязи в живой природе;
- познакомить детей со способом изображения дуба в аппликативной форме с использованием природного материала;
- обогащать активный словарь.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление;
- развивать любознательность, интерес к природе, её познанию;
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
- развивать умение давать полный, развернутый ответ, аргументировать его;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать фантазию, творческое воображение, чувство композиции в ходе выполнения коллективной аппликации.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению природы;
- воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь природе;
- формировать навыки поведения в природе, активную природоохранную позицию;
- воспитывать культуру общения, умение соблюдать правила поведения при выполнении коллективной аппликации.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка старого дуба», наблюдение дуба во время прогулки (посещение видовой точки «Дуб» на экологической тропе).
Материалы: фотографии и иллюстрации с изображением дуба; фотографии с изображением коры, листьев, плодов, цветов дуба; иллюстрация с различными видами дубовых листьев; иллюстрации животных, насекомых, грибов, растений, соседствующих с дубом. «Посылка из леса» с природным материалом: кора, желуди, дубовые листья, веточки, коробочка «Кора дуба». Заготовка для коллективной аппликации «Дубок» - большой лист плотной бумаги с заранее нарисованным стволом и ветками, клей ПВА, клеевые кисточки, салфетки. Видеозапись мультфильма «Сказка старого дуба». Два набора карточек для игры «Подбери правильно», магнитная доска, магниты.
Словарная работа: активизация словаря («кора», «желудь», «раскидистая крона», «богатырь», «могучий», «крепкий», «щедрость», «полезные вещества», «отвар»); обогащение словаря («величавый», «круча», «узловатый», «силы непочаты», «дубрава», «долгожитель»).
Ход мероприятия непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Величавый и могучий,
Он растёт на склоне кручи,
Зубчатой своей листвой
Укрывает в летний зной,
А когда наступит осень,
Жёлудь в дар он нам приносит.
(Дуб)
Воспитатель:
- Ребята, как вы поняли, что загадка про дуб? Какими словами описан дуб в загадке? Как вы их понимаете?
Выслушав ответы, демонстрирует фотографии и иллюстрации с изображением дуба.
Воспитатель:
- Дуб часто сравнивают с богатырем:
Стоит над кручей
Голова – до тучи,
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул,
Пальцы узловаты,
Силы непочаты.
Пальцами тронет –
Ветер нагонит,
Руками заманит –
Буря заглянет.
Спрашивает детей, кто такой богатырь, откуда, по их мнению, появилось такое сравнение. Выслушивает ответы детей.
Дети:
- Дуб большой, сильный, крепкий, могучий.
Воспитатель:
- Какие еще слова используются в описании дуба? Что, по-вашему, значит выражение «силы непочаты»?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подводит их к правильному толкованию (задает наводящие вопросы, использует ассоциации).
Воспитатель:
- Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное, дерево, напоминающее своими качествами былинного богатыря. Дуб во все времена пользовался почтением в разных странах. У многих народов он символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа. В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов. Дуб – дерево-долгожитель. Есть дубы, возраст которых более 1000 лет. Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава.
У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни. Ребята, вспомните, какие функции выполняют корни дерева?
Дети:
- Корни держат дерево в земле, помогают ему «пить», добывают из почвы полезные вещества.
Воспитатель:
- Дуб – это лиственное или хвойное дерево?
Дети:
- Лиственное.
Воспитатель:
- Какие еще лиственные деревья вы знаете?
Дети:
- Липа, береза, яблоня, ясень и т. д.
Воспитатель:
- Совершенно верно. У дуба очень красивые резные листья (фотографии). Но дубы бывают разные, и форма их листьев может сильно отличаться (иллюстрации). Опадая на землю, листья этого дерева со временем перегнивают и тем самым значительно улучшают качество почвы, давая питательные вещества для других растений.
А знаете ли вы, что дуб, как и другие лиственные деревья, тоже цветет? Происходит это обычно в мае вместе с распусканием листьев. А цветы представляют собой свисающие сережки (фотографии).
Ребята, а как называют плоды дуба?
Дети:
- Жёлуди.
Воспитатель:
- Правильно, жёлуди (фотографии). Ими питаются многие лесные животные: дикие кабаны, белки, мыши, некоторые птицы, например, сойка (картинки). Животные способствуют распространению плодов дуба на значительных территориях. Такие желуди, прорастая, дают жизнь новому дереву.
Физкультминутка «Дубочек»:
Спелый жёлудь, как клубочек,
А в клубочке том дубочек.
(Дети сидят на корточках,сгруппировавшись)
Поднимается росточек,
(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)
К солнцу тянется дубочек.
(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
Раскрывает два листочка.
Два листочка у дубочка.
(Опускаются на всю стопу,разводят руки в стороны)
Ветер листики качает,
(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)
Теплый дождик умывает,
("Умываются")
И дубочек подрастает,
Подрастет и дубом станет.
(Кружатся на месте,подняв руки вверх)
Воспитатель демонстрирует фотографии с изображением дубовой коры:
- Ствол дуба покрыт шероховатой корой. В ней находят кров разные насекомые и их личинки. Правда, не всегда такое соседство благоприятно для дерева. Есть насекомые, которые, питаясь корой и древесиной, наносят дубу повреждения. Это дубовые златки, усачи, древоточцы (демонстрирует картинки). Однако с дубом соседствуют птицы, которые избавляют дерево от этих вредителей (например, дятел).
В лесу, как в большом доме, у дуба есть свои соседи. Рядом с ним можно встретить кустарники – орешник, шиповник, бересклет; травы – сныть, фиалка, медуница; грибы – белый, сыроежка, дубовик, волнушка, рыжик (демонстрирует картинки). Среди грибов есть такие соседи, которых дуб особенно любит. Такое соседство полезно для обеих сторон: грибы, поселяясь рядом с дубом или на его корнях, не только получают от него питательные вещества, но и отвечают ему тем же, помогая, таким образом, росту дерева.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
- Ребята, кто же это может быть? Давайте посмотрим.
Открывает дверь. В группу входит Лесовичок, в руках он держит посылку из леса.
Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам из леса. Да не с пустыми руками: лесные жители просили меня передать вам посылку. Но сперва отгадайте мои загадки:
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут —
Береток не найдут.
(Желуди)
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
(Белка)
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой
(Гриб).
Лесовичок:
- Молодцы, ребята, все загадки правильно разгадали!
Отдает лесную посылку.
Воспитатель:
- Спасибо тебе, Лесовичок! Оставайся с нами, погости хоть немного.
Лесовичок:
- С удовольствием.
Воспитатель:
- Давайте, ребята, скорее посмотрим, что нам прислали лесные жители.
Открывают коробку. В ней лежат сухие дубовые веточки, кусочки коры, мха, желуди разной формы и размера, сухие дубовые листья. Вынимают из коробки, дают детям посмотреть поближе, потрогать. Обсуждают. Среди даров природы находят коробочку (Кора дуба).
Воспитатель:
- А это что?
Лесовичок:
- Это кора дуба. Она имеет лечебные свойства, ее издавна применяют в народной медицине в качестве отвара для полоскания рта и горла, промывания ран, при ушибах, при отравлениях. Такой отвар снимает воспаления, останавливает кровотечения, обеззараживает.
Воспитатель обращается к детям:
- Вы, наверное, все заметили, что в посылке много желудей. На вкус они горчат. Но из желудей готовят муку и крупу, которая пригодна для выпекания хлеба. Еще из плодов дуба готовят вкусный и полезный напиток – желудевый кофе.
А еще в посылке много дубовых листьев. Давайте сделаем из них свой дубок (показывает заготовку для коллективной аппликации, предлагает каждому ребенку выбрать листок из посылки и прикрепить с помощью клея к веточке будущего дуба). Дети выполняют аппликацию.
Воспитатель:
- Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось (закрепляет аппликацию на магнитной доске).
А теперь оглянитесь вокруг, посмотрите, из чего сделаны ваши стулья, столы, за которыми вы сидите?
Дети:
- Из дерева.
Воспитатель:
- Верно. Древесина дуба во все времена считалась очень ценной, из нее тоже делают разную мебель, которая славится своей прочностью и долговечностью. Древесину дуба благодаря устойчивости к гниению используют даже при строительстве кораблей.
Ребята, мы с вами убедились, что дуб – сильное и щедрое дерево, но даже у самого сильного богатыря есть свои слабости. Как и любое другое дерево, он беззащитен перед человеком. Вспомните мультфильм «Сказка старого дуба» (воспитатель организует просмотр фрагмента мультфильма).
- Как вы считаете, мальчик Макарка правильно вел себя по отношению к Дубу и Березке?
- Что в его поведении вам показалось неправильным?
Ответы детей.
Воспитатель обращается к детям:
- Скажите, пожалуйста, а что мы с вами можем сделать для дуба? Как нам нужно себя вести, чтобы сохранить это дерево?
Дети:
- Не нужно ломать ветки, обрывать листья, сбивать и топтать грибы, пугать птиц. Можно наблюдать, делать зарисовки, фотографировать, слушать пение птиц.
В конце НОД воспитатель вместе с Лесовичком проводят игру «Подбери правильно»: дети делятся на две команды, каждая команда получает набор карточек с изображениями животных, растений (листья, плоды и т. д.). Среди них необходимо выбрать только те, которые имеют отношение к дубу. Выбранные карточки команды поочередно прикрепляют на магнитную доску рядом с аппликацией «Дубочек», сопровождая свои действия пояснениями. Команда-соперник контролирует правильность выполнения задания, аргументируя свои замечания.
По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на то, что все эти животные и растения очень тесно взаимосвязаны с дубом и являются единой, целостной системой.
Подводя итог, воспитатель и Лесовичок спрашивают, что нового дети узнали о дубе, что им понравилось и запомнилось больше всего?
Воспитатель:
- Ребята, что интересного вы узнали о дубе?
- Какие слова вы используете для описания дуба?
- Какие соседи есть у дуба в «лесном доме»?
- В чем заключается сила и щедрость дуба?
Выслушивают ответы детей.
Лесовичок:
- Молодцы, ребята, вы все сегодня очень старались! Мне у вас понравилось. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с дубом для вас было интересным и познавательным. Я буду очень рад, если вы поделитесь новыми знаниями со своими друзьями, родителями или просто знакомыми людьми.
Дети благодарят Лесовичка, вместе с воспитателем прощаются и провожают его домой в лес.