Саттарова Айгуль
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в волшебный лес» для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в волшебный лес» для детей с нарушением зрения.
Программное содержание.
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Путешествие в волшебный лес“ для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: Уточнить, систематизировать, обобщить и углубить знания о весне по существенным признакам сезона: состояние погоды и основные весенние явления, состояние растений, состояние животных, расширить представления о животном мире, закрепить правила поведения в лесу, узнавать птиц по внешним признакам. Учить выделять части растений: корень, ствол (у деревьев, ветки, листья.
Коррекционные: Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть форму геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра, учить группировать предметы. Учить ориентироваться в пространстве по словесному указанию.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к её богатствам, знать правила поведения в лесу. Дать элементарные знания о природных богатствах – о лесе, о значимости деревьев как источнике кислорода.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, беседа о лесе, деревьях, изготовление запрещающих знаков.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Познание», «Художественное творчество».
Ход:
Воспитатель: Мы с вами сегодня отправимся в волшебный лес. Готовы в путь? На чём можно туда добраться?
Дети: на самолете, на автобусе, на ракете, на поезде и т. д.
Воспитатель: Кто управляет самолётом?
Дети: Пилот.
Воспитатель: А автобусом?
Дети: Водитель.
Воспитатель: Поездом?
Дети: Машинист.
Воспитатель: Кто управляет пароходом, кораблём?
Дети: Капитан.
Воспитатель: Вы всё правильно сказали, а как одним словом можно сказать про автобус, машину, пароход, самолет, вертолёт?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Да, это транспорт. Какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Воздушный, водный, наземный.
Воспитатель: А сейчас возьмите картинки и поставьте их туда, где этот транспорт может находиться.
(Дети берут картинки с изображением разных видов транспорта и располагают рядом со схематическим изображением неба, воды, дороги).
Воспитатель: Да, существует наземный, воздушный, водный транспорт. А на чём мы поедем вы узнаете, если раскрасите этот волшебный лист. Возьмите в руки губки обмакните в гуашь и раскрасьте. (Дети раскрашивают и на ватмане появляется силуэт, контур паровоза заранее нарисованный воском).
Воспитатель: Мы сегодня поедем на паровозике в волшебный лес. А вот и паровоз. (воспитатель открывает накрытые тканью стулья) подойдите и получите билеты. А билеты непростые. Вы их внимательно рассмотрите и садитесь на то место, где изображен такой же рисунок. (Дети садятся на свои места и отправляются в путь под музыку).
Воспитатель: Вот мы и приехали выходите из паровоза.
Воспитатель: Как тут красиво! Какие красивые цветы! (на полу расположены «подснежники» из картона).
Воспитатель: Кто знает как они называются?
Дети: Подснежники.
Воспитатель: Как по-другому их можно назвать?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: А почему их так назвали?
Дети: Потому что они появляются из-под снега, это первые цветы которые появляются после зимы.
Воспитатель: Давайте представим себе, что мы распускающийся бутон. (Психогимнастика).
На поляну мы пришли
И цветочки здесь нашли
Из земли они пробились
Потянулись, распустились
Лес наш стали украшать
С легким ветерком играть!
Воспитатель: Замечательные распустились цветы! Вдохните аромат весенних цветов!
Воспитатель: Кроме подснежника какие ещё цветы появляются сразу после зимы?
Дети: Мать-и мачеха, одуванчики.
Воспитатель: На что похожи одуванчики?
Дети: На солнышко, на золотые шарики?
Воспитатель: Чем полезна мать- и- мачеха?
Дети: Отвар цветов мать - и- мачехи используют при лечении простуды.
Воспитатель: Как мы можем продлить жизнь цветам?
Дети: Если мы их не будем рвать, то мы им продлим жизнь.
Ребенок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу табличку, а вы мне скажите что это обозначает.
(На круглой табличке детьми заранее нарисованы цветы и зачеркнуты красной полоской наискосок. Дети объясняют смысл таблички).
Воспитатель: Давайте эту табличку оставим в лесу, чтобы всем посетителям леса было видно и понятно, что цветы рвать нельзя.
Воспитатель: А что ещё вы видите в лесу?
Дети: Деревья.
Воспитатель: Как они называются?
Дети: Береза, ёлка.
Воспитатель: Как вы их узнали?
Дети: Берёза белоствольная, а у ёлки – иголки.
Воспитатель: Что ещё можно сказать про эти деревья?
Дети: Береза – это лиственное дерево, а ёлка – хвойное.
Воспитатель: Посмотрите, тут один художник хотел нарисовать в лесу дерево, но у него с собой оказалось несколько небольших листочков бумаги. Поэтому он нарисовал частями. Давайте соберем все части и увидим что у него получилось. ( Дети соединяют все три части на мольберте: корни- ствол-ветви).
Воспитатель: У всех деревьев, растений есть корни, ствол, ветви. Где находятся корни?
Дети: Под землей.
В: Для чего они нужны?
Дети: Без корней деревья, растения не могут существовать, с их помощью растения питаются, растут.
Воспитатель: Для чего дереву ствол?
Дети: Это основа, он бывает прямой, покрыт корой.
Воспитатель: Для чего нужны ветви?
Воспитатель: На ветках появляются листья, хвоя, у плодовых деревьев плоды.
Воспитатель: Мы много говорили о деревьях, но не сказали самого главного. Для чего нужны деревья, что было бы, если не было деревьев?
Дети: Деревья, растения выделяют кислород. Кислород – это то, чем мы дышим. Кислородом дышат все живые существа: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые. Чем больше деревьев, тем больше кислорода тем легче дышать.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в городе воздух был таким же, как в лесу?
Дети: Нужно сажать деревья, не ломать ветки, ухаживать за деревьями.
Воспитатель: Если бы вы были художниками как с помощью рисунка объяснили бы свое желание беречь деревья?
Дети: Нарисовали бы деревья, а потом зачеркнули бы красной чертой. Это обозначает, что нельзя ломать деревья.
Воспитатель: Давайте в волшебном лесу оставим такой рисунок, чтобы посетители леса знали, что ломать деревья нельзя! (Восп. ставит на пол табличку).
Воспитатель: Главным богатством леса конечно же являются деревья. Да деревья не только источник кислорода, но и объект красоты. Не так ли? (Подходит к березе).
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане.
Воспитатель: О каком дереве эта загадка. Кто отгадает?
Дети: О березе
Воспитатель: В волшебном лесу тоже есть береза.
Воспитатель: А кто сидит на березе?
Дети: птицы
В: Назовите всех птиц по порядку начиная сверху вниз.
Дети: Скворец, грач, ласточка.
Воспитатель: Сколько всего птиц? Сосчитайте.
Дети: Три
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Кто такие перелетные птицы?
Дети: Осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель: Когда птица находится близко мы можем хорошо её рассмотреть. А если летит высоко, то мы видим только точечку. Вот как высоко летит птица. Давайте проследим за летящей высоко птицей. (Включается музыка дети прослеживают за лазерным лучом).
Воспитатель: А когда птицы возвращаются с теплых краев, в какое время года?
Дети: Весной.
Воспитатель: А как можно узнать о наступлении весны, по каким признакам, какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются проталины, распускаются почки, дни становятся длиннее, теплее, прилетают птицы – наши пернатые друзья, солнце светит ярче и т. д.
Воспитатель: Да, вы правильно назвали все признаки весны. Значит какая она весна?
Дети: Теплая, ласковая, весёлая, звонкая, журчащая, поющая, красивая, нежная.
Воспитатель: Что происходит с животными, птицами весной?
Дети: Медведи, ежи просыпаются от зимней спячки, зайцы меняют шубу, оживают насекомые…
Воспитатель: А в какой сказке говорится: «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла, а у зайца …»
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель: По-моему герои этой сказки живут в этом волшебном лесу. Посмотрите внимательно кого и что вы видите?
Дети: Домик, зайца, и лису. (Перед детьми плоскостные изображения домика, лисы и зайца из геометрических фигур).
Воспитатель: Да, это маленький домик в лесу, избушка. Из каких геометрических фигур она построена?
Дети: Из квадрата, треугольника.
Воспитатель: Как вы узнали что это квадрат, треугольник?
Дети: У квадрата все стороны равны, у треугольника – три угла.
Воспитатель: Кто сидит справа от избушки?
Дети: Заяц
Воспитатель: Кто сидит слева от избушки?
Дети: Лиса
Воспитатель: Заяц и лиса хотят с вами поиграть. Они приготовили вам конверты. В этом конверте лиса. Пусть лису соберут девочки. А в этом заяц, пусть зайца соберут мальчики. (Дети из геометрических фигур собирают силуэты зайца и лисы по образцу на полу).
Воспитатель: А почему заяц серого цвета?
Дети: Потому что шубку поменял весной.
Воспитатель: Кто помогал зайцу выгнать лису?
Дети: Собака, волк, медведь и петух.
Воспитатель: Сколько животных ему помогало?
Дети: Трое животных и одна птица. Всего их было 4.
Воспитатель: Покажите мне цифру 4 (цифры приклеены везде хаотично по количеству детей). Принесите их мне.
Дети: (Дети приносят и вручают воспитателю).
Воспитатель: А кто пришел первым выгонять лису?
Дети: Собака
Воспитатель: Каким по счету был медведь?
Дети: Вторым.
Воспитатель: Каким по счету был петух?
Дети: Третьим.
Воспитатель: Вы знаете и медведь из этой сказки живет этом лесу. Он наверное сидит где нибудь на пеньке. Давайте его поищем.
Воспитатель: Чтобы найти его нам поможет Богдан. А мы, все остальные, тихонечко встанем и посмотрим как он будет искать. Когда найдет, все вместе подойдем и посмотрим. Итак, чтобы найти берлогу нужно сделать 5 шагов вперед, повернуться вправо, сделать 3 шага вперед, повернуться влево. (Ребенок двигается по заданной траектории).
Воспитатель: А вот и медведь. Вы медведю очень понравились. Давайте поиграем с медведем.
(Физкультминутка).
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
Чтоб опять набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперед,
Вот он по лесу идет
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышко уселся.
Воспитатель: А кто же выгнал лису?
Дети: Петух.
Воспитатель: Давайте найдем петуха. Для этого глазками нужно двигаться по зеленым стрелочкам, где стрелочки кончатся там и будет домик петуха.
(Стрелочки ведут к заюшкиной избушке. Дети подходят к избушке).
Воспитатель: Вот где живет петушок. Лиса убежала, а зайчик с петухом живут, поживают, да добра наживают. До сих пор вместе живут. Наши ребята тоже дружные как зайчик и петух. И таким дружным ребятам петух и заяц приготовили гостинцы. (Восп. выносит корзину с угощениями и раздает). Ребята, давайте споем песенку про дружбу, а потом попрощаемся с волшебным лесом, со смелыми, отважными, добрыми героями этой сказки и вернемся к себе домой. (Дети садятся на свои места и уезжают под музыку).