Саврасова Надежда
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Старомайнский детский сад № 5
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе
«Воздух – невидимка»
(экспериментирование и поисково – познавательная деятельность с детьми)
Подготовила :
Воспитатель:
Саврасова Н. В.
Цель:
Дать детям представление о том, какое большое значение имеет воздух для всего живого на Земле.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Научить детей понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека.
2. Познакомить детей со свойствами воздуха : прозрачный, невидимый, не имеет запаха, может двигаться, легкий и т. д.
3. Развивать любознательность при проведении опытов, умение делать простейшие выводы и умозаключения.
Оборудование:
Пластмассовые стаканчики, трубочки, вода, бумага, камешки, чеснок, корка апельсина, вертушка – образец, заготовки и раздаточный материал для конструирования.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Беседа.
Воспитатель: Что находится вокруг нас?
Дети: Столы, игрушки, книги и т. д.
Воспитатель: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой.
Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Как он возникает
Дети: Это движется воздух.
Воспитатель: Значит, что же находится вокруг нас?
Дети: Воздух.
2. Заинтересовывающий момент и обыгрывание ситуации.
(Приход ребенка в костюме Карлсона).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого же к нам ветром занесло?
Карлсон: Меня – самого красивого и доброго Карлсончика. Я к вам в гости прилетел.
Воспитатель: У нас занятие. Если хочешь, садись рядом с детьми, и ты узнаешь много нового и интересного.
Карлсон: Я и так много знаю.
Воспитатель: Посмотрим. Сегодня мы поговорим о воздухе. Скажите, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Бесцветный, невидимый.
Карлсон: Какой такой воздух? Где вы его увидели?
Воспитатель: Возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты чувствуешь?
Карлсон: Ветерок дует.
Воспитатель: Дети, что это за ветерок?
Дети: Это воздух движется.
Воспитатель: А у воздуха есть запах?
Дети: У воздуха запаха нет.
Карлсон: А вот и есть! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.
Воспитатель: Дети верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Карлсон, мы сейчас проверим.
3. Опытно – экспериментальная деятельность детей.
Воспитатель: Возьмите корку апельсина и помните её. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?
Дети: Этот запах идет от корки.
(Воспитатель отходит подальше от детей и давит дольку чеснока)
Воспитатель: Вы чувствуете запах? Чем пахнет?
Дети: Пахнет чесноком.
Воспитатель: Как вы поняли, что пахнет чесноком?
Дети: Запах дошел до нас.
Воспитатель: Значит запах передается по воздуху, и Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья.
Скажите еще раз воздух имеет запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как же мы чувствуем запахи?
Дети: Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим.
Возьмите трубочку и подуйте, опустив её в стаканчик с водой. Что же происходит?
Карлсон: Я,я,я знаю! В стакане поднялась большая буря!
Дети: Пузырьки появились.
Воспитатель: Откуда они взялись? Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками. Значит, внутри нас тоже есть воздух.
4. Физминутка.
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны).
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте).
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора.
(Дети садятся за столы).
5. Опытно – экспериментальная деятельность детей и Карлсона.
Воспитатель: Возьмите маленькие стаканчики. В них что нибудь есть?
Дети: Ничего нет. Они пустые.
Воспитатель: Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? Что мешает воде? Что её не пускает? В маленьком стаканчике находится воздух, который не даёт воде занять место.
Карлсон: Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нём, оказывается есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.
Воспитатель: Бросьте аккуратно камешек в воду. Что произошло?
Дети: Камешек утонул.
Воспитатель: Почему он утонул?
Дети: Потому что он тяжёлый.
Воспитатель: Что тяжелее вода или камень?
Дети: Камень тяжелее воды.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Потому что камень утонул в воде.
Воспитатель: Скажите, а что тяжелее вода или воздух?
Дети: Вода тяжелее.
Воспитатель: Как это проверить? Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Он не тонет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Воспитатель: А сейчас подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Почему они не тонут?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Воспитатель: Скажите, человек может жить без воздуха? Почему? Да потому что человеку нужно дышать.
Карлсон: Подумаешь, воздух. Я легко могу обойтись без воздуха. Зачем он нужен!
Воспитатель: Давайте проверим: может, Карлсон прав?
Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго.
(Дети пробуют не дышать).
Воспитатель: А теперь ты, Карлсон, сделай то же. Мы вместе посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.
Карлсон: (зажимает нос, не дышит). Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и правда жить невозможно!
Воспитатель: Скажите, кто не может жить без воздуха! (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, же люди, животные, растения. Чистый воздух необходим для здоровья человека. Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Воздух нам дают растения, листочки. Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?
Карлсон: Ну и вопрос? Конечно, не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха – только передаёт чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.
Карлсон: А мне воздух нужен ещё и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всём! До свидания!
6. Конструирование из бумаги.
Воспитатель: Ребята, с ветром можно играть, и сегодня я научу вас делать вертушки для игры с ветром. Показ готовой игрушки. Объяснение способа действия. Самостоятельная деятельность детей.
Далее предложить поиграть детям с вертушками на прогулке.