Наталья Колмакова
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Осенний мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по экологии
Тема: "Осенний мир насекомых".
Интеграция образовательных областей:
«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».
Задачи:
Расширять представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, знакомить с их разнообразие; продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи (поведение насекомых – время года). Воспитывать любознательность и желание защищать насекомых. Активизировать познавательный интерес к природе.
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе „Осенний мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Предварительная работа:
- наблюдение за насекомыми летом и осенью во время прогулок;
- рассматривание иллюстраций с изображением насекомых;
- чтение художественной и природоведческой литературы.
Материал:
Иллюстрации о насекомых, фотографии, шапочки (паук, муравей, бабочка, стрекоза, «Жалобная книга», значки «Знатоки природы», презентация «Насекомые в загадках».
Ход:
Заходит грустная хозяйка леса (воспитатель, в руках у неё «Жалобная книга».
- Я хозяйка леса. Здравствуйте ребята. У меня в руках жалобная книга. Я обошла, все свои владения и повсюду слышала жалобные голоса растений, насекомых и животных.
Сейчас я вам расскажу, что я слышала, может, вы мне поможете.
• Раньше в лесу была замечательная полянка, там было очень красиво, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили. На других деревьях ободрали кору, и теперь они засохнут и погибнут. Забросали полянку пустыми банками, грязной бумагой.
- Как же помочь полянке?
• Жалуются муравьи: «Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостина для нас как бревно. Из тысячи и тысячи брёвен – хворостинок создан наш дом – муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них забава, а для нас беда. Пожалейте нас».
- Ребята, а муравей это насекомое? А каких вы ещё знаете насекомых, мы сейчас проверим.
Презентация загадок о насекомых.
Беседа с детьми о насекомых по вопросам :
- Как передвигаются?
- Чем питаются?
- Как спасаются от врагов?
- Почему осенью их становится меньше?
Игра – имитация «Отгадай, кого я загадал?»
Ребёнок выбирает ободок – шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.
Предсказания в изменениях погоды насекомыми.
- Ребята, а как паук, сидящий в засаде, узнаёт, что в его паутину попала добыча?
(Он лапкой держит натянутую паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Муха, попав в паутину, сотрясает её, ниточка дёргает паука за ногу и он узнает, что в паутину попалась добыча).
Если паук забился в угол – к сильному ветру.
Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают входы в него.
Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
Если много комаров – готовь короб для ягод.
Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.
Комары и мошки вьются столбом в воздухе - к хорошей погоде.
Муравьи в доме — к счастью.
Пчелы, перед суровой зимой плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия. Да и как иначе? Впрочем, если зима ожидается теплой, пчелы вовсе его не закрывают.
Муравьи, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.
А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима.
Куда осенью исчезают насекомые?
Большинство бабочек погибает с первыми холодами. Но некоторые забираются под кору деревьев, в щели заборов, домов и там зимуют.
Большинство зимующих гусениц зарываются в лесную подстилку или, как и бабочки, забираются в отставшую от стволов деревьев кору, в трухлявые пни и другие места. Многие гусеницы бабочек, зимующие в стадии куколки, зарываются в землю и там окукливаются. А некоторые окукливаются там, где не заметна их камуфляжная окраска.
У представителей отряда перепончатокрылых (ос, шмелей) зимуют оплодотворённые самки, забившись в щели трухлявых пней, под стволы упавших деревьев, именно там их и можно найти зимой.
Личинки жука бронзовки золотистой зимуют в компостных кучах. Перегнивающий компост выделяет тепло, и личинки благополучно доживают до весны. В гниющих древесных опилках проводят зиму личинки жуков-носорогов.
Зимуют и представители отряда двукрылых — мухи, их часто можно видеть между оконными рамами.
Многие насекомые и их личинки зимуют в воде. Например, крупные жуки плавунцы окаймлённые.
Зимой живое племя насекомых исчезает из поля нашего зрения. Под снежным покровом они ждут часа праздничного возрождения — долгожданной весны.
«Насекомые» в гостях у ребят.
(Заходят дети в костюмах насекомых, и рассказываю стихи).
Паучок
Трудиться с детства я привык, не разгибая спинки.
Заплатку ловко ставлю в миг на рваной паутинке.
Свою добычу сторожу на паутинке смело,
А завтра новую свяжу, чтоб не сидеть без дела.
Муравей
Я в муравейник нёс сучок,
Набил мозоли, шишки. (обращается к стрекозе и бабочке)
Смотри, поймаю вас в сачок
Проказницы сестрицы.
Стрекоза
Нет, нет, в сачок мы не хотим,
Там страшно очень, тесно. (обращается к бабочке)
Давай подальше улетим,
В лесу так интересно.
Бабочка
Я пью нектар живых цветов
И капельки – росинки,
Летаю в запахе медов
Волшебною картинкой.
Хозяйка леса (воспитатель) предлагает всем вместе
поиграть в игру «Пауки м мухи»
Выходит паук с корзиной угощений:
Пусть звенят песенки – росинки,
Я бегу по паутинке,
Я не злой, не злой совсем,
Мух – красавиц я не ем.
Вам на праздничный обед
Вкусных я принёс конфет.
Это угощенье – ну просто объеденье!
Паук раздаёт детям угощенье.
Хозяйка леса (воспитатель). Спасибо, ребята, вы меня порадовали. А теперь я пойду в лес к своим растениям, животным и насекомым, расскажу им, где я была и познакомилась с хорошими ребятами, которые будут заботиться, и беречь всё живое и неживое в природе.