Наталья Стародубцева
Конспект НОД по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление о русской избе, жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).
-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением
Публикация «Конспект НОД по теме „Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода“» размещена в разделах
-учить детей знать характерные особенности деревенской посуды.
-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены
-учить образовывать прилагательные от существительного.
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка, коромысло, половики, коврики.
Ход занятия:
- Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю.
(кланяются, прижав руку к сердцу)
- Здравствуйте.
Меня зовут Наталья или Натальюшка.
А вас как ласково зовут?
Словесная игра «Назови ласково».
- Сегодня вы пришли ко мне в гости, русскую избу- она у меня да красивая какая! В моей избе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим.
Слушайте мою загадку:
«Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит».
- Правильно, печка. Молодцы.
- Для чего нужна была печь в избе? (в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать).
- Скажите, как называли человека, который умел класть печь? (печник).
- Из чего складывали печь? (из кирпичей).
- Значит она какая? (кирпичная).
- Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.
- Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:
«Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу…» (чугунок).
- Какая необычная посуда. А ну-ка еще раз скажите, как называется? (чугунок).
- Попробуйте, подержите какой он? (тяжелый).
- А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок? (потому, что он сделан из чугуна).
- Чугун – это такое железо, чугунок сделан из чугуна – значит он какой? (чугунный).
- Как же можно было достать из печи горячий чугунок?
- Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:
«Из русской печи
Кашу тащи
Чугунок очень рад
Что схватил его…» (ухват).
- Хорошо, молодцы.
- А вы знаете что представляет собой ухват? (деревянная палка с металлической рогаткой на конце).
- А для чего нужен был в доме ухват? (для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).
- Слушайте мою другую загадку:
«Выпускает жаркий чай
Древний чайник…» (самовар).
- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар - это значит сам варю.
- А что же он варит? (чай).
- Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (да).
- Сейчас они стали электрические.
- Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко? (крынке, кувшине).
- Крынка, кувшин – что это? (это посуда).
- Из чего она сделана? (из глины).
- Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.
- А вот у крынки родной братишка может быть, кто знает как его называют? (горшок).
- Раз он родной братишка, из чего он сделан? (из глины).
- Значит он какой? (глиняный).
- А чем он отличается от крынки? (формой, высотой).
- Засиделись мы с вами пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час» - так говорят русские люди. Приглашаю всех в кружок, за руки дружно беритесь.
Про игру я сейчас вам расскажу и играть научу.
Игра: «Жмурки с колокольчиком».
- Слушаем следующую мою загадку:
«Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит вёдра…» (коромысло).
- Из чего делали коромысло? (из дерева).
- По краям, что делали? (крючки).
- Для чего? (для ведер).
Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).
- Кто хочет попробовать пронести ведерки?
Хорошо. Молодцы.
- Слушаем следующую загадку:
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка).
- Правильно. Это – прялка.
- В старину в каждой избе были прялки. (показ воспитателя).
Одна рука тянет нитку, а другая рука вращает веретено, получались вот такие нити, их сматывали в клубочек, а потом вязали носки, варежки.
- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол? (ковриками, половиками).
- Половики какой формы? (прямоугольные).
- А еще какие? (длинные).
- А коврики какой формы? (круглые).
- Для чего пол покрывали? (для тепла).
- Сегодня, вы были у меня в гостях – русской избе. Вам понравилось?
А хотите мы с вами еще поиграем.
Игра «Что было, что стало».
- Где готовили еду в старину? (в печке).
- А мы сейчас где готовим? (на газовой плите).
- В чем раньше кашу варили? (в чугунке).
- А мы сейчас где готовим? (в кастрюле).
- В чем раньше готовили чай? (в самоваре).
- А мы сейчас? (в чайнике).
- Зачем нужно было коромысло? (воду носить).
- А у нас сейчас? (водопровод).
- Какие вы умные и смышленые. Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придете в группу покушаете и друзей угостите.
-Ну, а теперь до свидания, гости дорогие. Приходите еще ко мне в гости.