Людмила Звягина
Конспект НОД «Торопись, честной народ, Русская ярмарка идет» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Вызвать интерес к истории своей страны, к русской культуре.
Задачи: Развивать и расширять знания детей об обычаях русского народа.
Формировать интерес к русскому народному творчеству. Активизировать словарь детей по теме.
Формировать у детей интерес к народным промыслам. Развивать умение работать с различным изобразительным материалом, самостоятельно выбирать вид деятельности.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям ремесел.
Оборудование: магнитофон, запись Р. Н. мелодии «Приглашение на ярмарку»; Минни музей изба лавки, стол, самовар, деревянная утварь, сушки, половик, вышитые полотенца, сундук, пяльцы. В «избе» находятся Матушка (взрослый) Дуняша (девочка) Матрена игрушка или взрослый.
Демонстрационный материал: игрушки – свистульки, элементы полхов майданских узоров, элементы узоров полотенец.
Раздаточный материал: бумажные шаблоны матрешек ; соленое тесто, глина, пластилин ; прямоугольники в форме полотенец; полоски, квадратики, прямоугольники, кружочки из цветной бумаги для украшения полотенец; ножницы, клей, кисти, салфетки, краски, стеки.
Ход занятия:
Звучит руссская народная мелодия.
Воспитатель:На широкой нашей улице давно я вас поджидаю, да песни распеваю. (Исполняет русскую народную песню) Песней я вас потешила пришло время быль сказывать. С давних пор на Руси был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжался народ из разных городов и деревень. Чем там только не торговали: расписной посудой, сладостями,тканями яркими и плодами разными. Здесь можно было купить и доброго коня, и звонкую балалайку. А также на ярмарке было много игр, прибауток, веселье, шутки,смех.
А теперь загадку отгадайте:
Стоит жилище
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская. (изба)
Давайте-ка заглянем в одну избу и посмотрим, как там к ярмарке готовятся.
(подходят к избе. Девочка и ее мама в русских народных сарафанах. Инсценировка потешки "Дуняша")
Матушка: Дуняша, вставай, уже день занимается.
Дуняша: Пусть занимается, у него до вечера много дел.
Матушка: Вставай, Дуняша, уже солнышко всходит.
Дуняша: Пусть всходит, ему далеко бежать.
Матушка: Вставай, Дуняша, уже каша готова.
Дуняша: Матушка, да я уже за столом сижу!
Воспитатель и дети стучать в дверь избы.
Здравствуйте, хозяева, готовы ли вы ехать на ярмарку?
Матушка: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим в нашу горницу!
Горница у нас большая
Да красивая такая
Всем места хватит.
Присаживайтесь на лавочки.
Воспитатель и дети: Сядем рядком, да поговорим ладком.
Матушка: Пирогов да баранок много. А еще бы вот игрушки на ярмарку взять. Не поможете ли игрушки смастерить. (указывает на материал соленое тесто, глина, пластилин) Здесь у меня и глина есть,и пластилин,и соленое тесто.
Воспитатель и дети: Мы вам обязательно поможем слепить для ярмарки игрушки- свистульки.
Воспитатель:Ой, а это кто сидит на сундуке?
Матрена: Это я Матрена.
Воспитатель и дети: Здравствуй, Матренушка чем, ты занята?
Матрена: А я к ярмарке готовлю матрешек. Вот они какие гладкие да крутобокие, все как одна. (показывает шаблоны матрешек) Только раскрасить осталось.
Воспитатель: Какими узорами ты их расписывать собираешься?
Матрена: Это красавица из села Полоховский Майдан, что на юге Нижегородской области. Расписаны они полхов-майданской росписью: цветами, бутонами, листьми и травкой. Матрешек для ярмарки нужно много.
Дети: Мы тебе поможем расписать матрешек.
Воспитатель:
Горница у нас большая
Да красивая такая.
Вот в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Давайте заглянем в сундучок.
Дети открывают сундук, в котором лежат иголки, пяльцы, лоскуты ткани, прямоугольники в форме полотенец, орнамент полотенец из цветной бумаги.
Воспитатель: Вам знакомы эти инструменты? Для чего они нужны?
Дети Ткань, пяльцы, иголки и нитки нужны мастерицам для вышивки. Они подбирали цветные нитки и вышивали ими яркие узоры.
Воспитатель: (заправляет ткань на пяльцах, вышивает)
Мастерицы обращались с иголкой аккуратно. Как вы думаете, почему?
Дети: иголка острая, ею можно уколоться. Иголка маленькая, ее можно потерять.
(Воспитатель достает из сундука заготовки для полотенец)
Давайте украсим эти полотенца красивыми узорами. Мастерицы их вышивали, а мы для ярмарки сделаем узоры из бумаги.
Дети распределяются кто что будет мастерить. Кто делает игрушки остаются с Дуняшей и Матушкой выбирают материал.
Кто расписывает матрешек выбирают материал краски, кисточки, шаблоны матрешек. Остаются в группе
Матрены.
Дети, которые украшают полотенца остаются с воспитателем.
В конце проделанной работы.
Матушка: Ай да молодцы! проворно слепили, ловко пригладили.
Матрена: Молодцы, настоящие художники! Матрешки на славу удались- как живые. Сейчас в пляс пустятся.
Воспитатель: Да и молодцы мастера и рукодельницы! Красивые полотенца у вас получились. Узоры на них как пожелание счастья, здоровья и достатка, оберег от всякого зла.