Наталия Мальникова
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказов по картине «Ёж. Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Обучать детей пространственной ориентировке по картине, умению сужать поле поиска объекта на плоскости картины.
2. Учить составлять творческие рассказы от третьего лица с заранее заданной характеристикой объекта.
3. Учить детей мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины.
4. Обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения, о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта.
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе, Составление рассказов по картине „Ёж, Поздняя осень“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Еж, ежик. Конспекты занятий по развитию речи
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
5. Обогащать словарь и активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки: левая – правая, нижняя – верхняя часть картины, правый – левый, верхний – нижний углы картины, ближе – дальше, около, между, за, перед, после и т. д.
6. Развивать умение задавать вопросы, составлять рассказ описание местонахождения предметов относительно других объектов.
7. Развивать связную монологическую речь в форме рассуждения на основе разновариантного осмысления содержания картины.
8. Формировать грамматический строй речи в процессе обучения рассказыванию.
9. Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трёхмерное.
Пропедевтическая работа:
Обучение плоскостной игре «Да – Нет», моделирование композиции картины на сцене, использование ориентиров (верёвочки, палочки, мел) для сужения поля поиска, игра «Скажи наоборот» (эмоциональные состояния человека, черты характера); подбор и запоминание пословиц и поговорок к содержанию картины.
Материал:
Картина «Ёж. Поздняя осень», листочки с написанными на них пословицами для игры «Каталог».
Ход занятия:
1 часть: Игра «Разведчики».
Вос-ль: - Я загадала на картине объект. Задавайте вопросы, ищите его.
Дети: - Этот объект находится в нижней части картины? (Нет) [отсекается нижняя часть картины]
- Он находится в верхней части картины? (Да)
- Он находится в верхней левой части картины? (Нет) [отсекается верхняя левая часть картины]
- Он находится в верхней правой части картины? (Да)
- Этот объект природного мира? (Да)
- Этот объект неживой природы? (Нет)
- Этот объект живой природы? (Да)
- Этот объект летает? (Нет)
- Этот объект ползает? (Да)
- Вы загадали гусеницу? (Да)
Вос-ль: - Расскажите, где же находится гусеница?
Дети: - Гусеница находится в верхней правой части картины, на берёзе около дятла.
2 часть: Составление рассказов с разных точек зрения.
На доске нарисована схема – подсказка (эмоциональные состояния, характер объекта, взаимосвязь между объектами).
Вос-ль: - О каком из объектов вы хотели бы рассказать?
Дети говорят, что хотели бы рассказать о грустном старом пне, о весёлом трудолюбивом дятле, о молодом задиристом снеге, о маленькой испуганной гусенице и т. д.
Вос-ль приглашает к картине одного ребёнка, и ребёнок составляет рассказ о том объекте, который он выбрал (с учетом характера и эмоционального состояния объекта).
Пример рассказа: «Жил – был пень. Он был старый, мудрый, но очень грустный. Смотрел пень на берёзу и грустил, ведь она была такая красивая, белая. Смотрел пень на дятла и расстраивался, думал, что дятел больше никогда не прилетит и не сядет на него. Рядом с пнем росли молодые побеги. Пень смотрел на них и думал: «Хорошо побегам, они молодые, у них вся жизнь впереди. А я свою жизнь прожил». Однажды заговорил с пнем молодой побег и сказал: «Не грусти, дед, когда мы вырастем, то станем сильными и могучими, как ты был в молодости!» Пень повеселел и решил, что будет жить дальше, чтобы посмотреть на своих внучат».
Вос-ль: - Как ты назовёшь свой рассказ?
Ребёнок: - «Старый пень».
3 часть: «Живая картинка».
Вос-ль предлагает детям «превратиться» в один из объектов картины.
Вос-ль: - Ты будешь «колючим».
- Ты будешь «трухлявым».
- Ты будешь «белоствольная».
- Ты будешь «холодный».
- Ты будешь «санитар леса».
- Угадали, кем вы будете? «Оживите» картину на ковре, точно передавая местонахождение объекта.
Дети выходят на «сцену», занимают свои места и изображают каждый свой объект, стоя неподвижно под счёт до 5. Вос-ль «фотографирует картину».
Вос-ль предлагает 2-3 детям описать месторасположение изображаемого ими объектов.
Пример рассказа: «Я – Ёж. Я лежу под пнём. Слева от меня лежит снег. За мной находится лужа, берёза. Передо мной – жёлтая трава».
4 часть: Игра «Каталог».
Вос-ль: - Пока мы с вами «оживляли» картину, налетел сильный ветер и сдул её название.
- Кто вспомнит, как она называлась? («Ёж»)
- Давайте подберём для неё новое название. А поможет подобрать название картины игра «Каталог».
Вос-ль предлагает ребёнку взять один из листочков, на которых написаны пословицы, затем зачитывает её.
- Как вы думаете, эта пословица подходит в качестве названия картины? Почему?
- Если не подходит, объясните, почему?
Пословицы:
1. Готовь сани летом, а телегу – зимой.
2. Осень – на дворе погод восемь.
3. Добрый гость всегда в пору.
4. Жизнь дана на добрые дела.
Дети рассуждают по поводу пословиц, объясняя их смысл.
Пример рассказа – рассуждения: «В качестве названия подойдёт пословица «Готовь сани летом, а телегу – зимой», потому что все объекты на картине уже заранее приготовились к зиме. Деревья сбросили листья, ёж нашел себе место для спячки, трава пожелтела».
Вос-ль зачитывает все пословицы ещё раз, и дети выбирают самую удачную.
- Какая пословица больше всего подходит в качестве названия картины?
Дети: - Готовь сани летом, а телегу – зимой.
Вос-ль прикрепляет запись этой пословицы к картине.
5 часть: Подведение итогов занятия.