таня
Конспект НОД «По страницам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект
непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД)
в соответствии с требованиями ГОС ДО
Дата проведения: 16.11.2023г.
Воспитатель: Николаева Татьяна Николаевна
Возрастная группа : подготовительная
Количество детей: 16 чел.
Раздел ООП: Развитие речи
Тема НОД «По страницам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
Программное содержание НОД
Публикация «Конспект НОД „По страницам сказки В, Катаева „Цветик-семицветик“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Катаев В. П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Цель: «Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством использования художественной литературы на примере сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»
Задачи НОД:
Образовательные:
• Совершенствовать умение пересказывать произведение;
• подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки;
Развивающие:
• развивать умение выдвигать гипотезу, решать проблемную ситуацию;
• совершенствовать монологическую речь
• умение планировать и оценивать результаты выполнения действий;
• пополнять словарный запас;
Воспитательные:
• воспитывать у детей сочувствие, желание помочь другим людям;
• быть внимательными по отношению к окружающим;
3. Вид НОД
Комплексная НОД.
4. Виды детской деятельности
двигательная, коммуникативная, игровая, музыкально-художественная
5. Рабочее пространство при разной форме организации ОД
Партнё рская форма: взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, в круге Разрешено свободное размещение детей,
6. Форма организации обучения
подгрупповая, фронтальная.
7. МЕТОДЫ
МЕТОДЫ практические:
- выкладывание фишек, при определении правильного поступка Жени, оценивание своей работы
МЕТОДЫ наглядные:
- сюжетные картинки, лепестки цветка
МЕТОДЫ словесные:
- пересказывание сказки по сюжетам; ответы на вопросы, отгадывание загадки; упражнение «Добрые дела» физминутка;
МЕТОДЫ игровые:
Игра с ладошками (приветствие); игра «Карусель»; игровое упражнение «Добрые дела»
8. Соблюдение гигиенических условий организации пространства группы, размещения оборудования и материала в соответствии с нормами СанПин
9. Содержание НОД
Этапы НОД Содержание образовательной деятельности
с дошкольниками Планируемый
результат: Полученный
результат:
1 этап
Мотивационно- ориентировочный 1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Дети: Доброе утро! Мы очень рады вас видеть!
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.
Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.
2. Актуализация знаний
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку:
Говорит она беззвучно,
С нею не бывает скучно.
Если дружить будешь с ней,
Станешь в 10 раз умней. (Книга)
Воспитатель: Зачем нам нужна книга?
- Что печатается в книге?
- Чему учит книга? (Книга учит нас быть добрыми, учит сочувствию, учит быть умными)
3. Проблемная ситуация
Воспитатель: (звучит сигнал сообщения)
Ребята, мне на телефон пришло сообщение. Посмотрим, от кого же это сообщение? Что в нем?
– «Здравствуйте, ребята. Мне очень грустно. Почему я всегда одна и одна? Со мной никто не играет, доброго слова не скажет, все на меня обижаются и Чебурашка,и крокодил Гена, и ребята? Я не знаю, что мне делать? Но я слышала что есть цветок, не помню как он называется. Знаю, что он исполняет все желания. И хочу попросить Вас помочь мне его достать. Я буду тратить его лепестки на добрые дела, исполнять все желания и буду тогда доброй,доброй.
Только я ничего не знаю о добрых делах. Какие они? Что с ними нужно делать? Помогите мне?»
Воспитатель: Догадались ребята от какой старушки это сообщение?
Дети: От старухи Шапокляк. Создание комфортной психолого-педагогической обстановки, оптимальной для обучения.
2 ЭТАП Проектировочный
(составление плана действий (инструкции)по
решению проблемной ситуации) Воспитатель: Как мы можем помочь Шапокляк?
Дети :Надо найти цветок.
Воспитатель: Какой цветок вы думаете может помочь исполнять желания?
Дети : Цветик – семицветик.
Воспитатель: А откуда этот цветок? Значит мы должны с Вами вспомнить с какого произведения этот цветок;
-Вспомнить на какие добрые дела был потрачен этот цветок?
-Для этого нам нужна что….(книга)
Воспитатель: Молодцы ребята.
И теперь с помощью книги мы можем рассказать старухе Шапокляк о добрых делах.
Воспитатель: И в конце выяснить нужен ли цветок для совершения добрых дел? Определение плана действий, чтобы решить проблемную ситуацию. С помощью вопросов составлен план, который помог понять как действовать дальше.
3 ЭТАП
ПРАКТИЧЕСКИЙ
(выполнение намеченной инструкции (плана действий) Воспитатель: Я думаю все догадались о каком цветке у нас идёт речь. Как называется этот цветок?
Дети: Это «цветик -семицветик»
Воспитатель: Ребята, кто помнит автора и название произведения?
Дети: В. Катаев «Цветик-семицветик»
Воспитатель: А теперь подумайте, почему писатель назвал «Цветик-семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.
Воспитатель: А какие ещё бывают сказки?
Дети :Народные
Воспитатель: Как многие сказки начинаются? (Жили были.)
Воспитатель: А наша сказка с каких слов начинается?
Дети: Жила была девочка Женя.
Воспитатель: Правильно. Молодцы ребята.
-Вот мы с вами узнали о каком цветке идёт речь. И теперь пора приступить к решению следующего вопроса.
- Для этого мы поиграем в игру «Карусель»
(под музыку)
Дети нашли пару своему сюжету и проходят садятся за столы)
Воспитатель: А теперь ребята давайте вспомним сказку. Соберём наш цветок с помощью сюжета и расскажем её.
-Какого цвета первый лепесток? Куда Женя потратила первый лепесток?
(выходит первая пара,вывешиваем на доску лепесток и сюжет и дети первой пары рассказывают определяя кто начнёт,а кто продолжит) и так все остальные лепестки.
Воспитатель: Вот молодцы.
Физминутка
Говорит цветку цветок :
Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте,
Высоко поднимая колени).
Да головкой покачай-
Утром солнышко встречай
(Вращение головой)
Стебель наклони слегка- вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся,
(встряхивания кистями рук.)
-А теперь ребята нам надо оценить поступки Жени.
Давайте Вы пересядете ко мне поближе.
(дети пересаживаются на стульчики перед доской)
Воспитатель: Вспомните поступки Жени. Все ли они являются добрыми?
-Сейчас Вам надо хорошо подумать,взять магнит и отметить только тот поступок Жени, который по вашему мнению является добрым.
- Какие из дел являются добрыми?
- Как Вы понимаете добрые дела?
Дети: Это добрые дела.
Воспитатель: По отношению к самому себе?
Дети: Нет
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам рассказать о ваших добрых поступках.
Упражнение «Добрые дела» Дети передают волшебную палочку по кругу (со словами – раз, два. три в добрые руки попади) и каждый у кого окажется волшебная палочка рассказывает о своих добрых делах. ( Например: я помогаю маме мыть посуду; я играю с младшим братом; я делюсь игрушками и т. д.)
Игра «Карусель»
-через блоки -рамочки
(наглядное моделирование)
Дети делятся на две коман-ды и образуют два круга. Одна команда выбирает цвета лепестков цветка, другая сюжет сказки. Под музыку двигаются в разные направления. Музыка оста-навливается, дети должны стать напротив своей пары.
-Согласно правилам игры дети находят пару и определяют поочередность рассказывания данного сюжета сказки.
-Затем участвуя в беседе выясняют необходимость каждого поступка Жени.
-Учатся высказывать своё мнение.
4 ЭТАП
Рефлексивно-оценочный
(подведение итогов НОД) Воспитатель: Мы с Вами поговорили о добрых поступках, делах. А как Вы думаете,нужен ли этот цветик – семицветик, чтобы делать добрые дела?
Дети: Нет не нужен.
Рефлексия:
Воспитатель: Кому сегодня мы помогали?
Дети: Шапокляк
Воспитатель: Мы ей помогли?
Дети: Да
Воспитатель: Каким образом мы помогли?
Дети: Мы рассказали что такое добрые поступки, и как их можно делать.
Воспитатель: А как быть с цветком? Она просила цветок?.
Дети: Да,мы помогли старухе Шапокляк, но можно быть добрым и
без цветка.
Воспитатель: Ребята, а какая пословица больше всего подходит по смыслу к этой сказке?
(с микрофоном)
-Жизнь дана на добрые дела.
- Добрым словом и бездомный богат.
-Добра желаешь, добро и делай.
Воспитатель: А теперь ребята у Вас лежат лепестки
Ж -жёлтый
К – красный
З- зелёный
- если Вы считаете что со всем справились – то возьмите зелёный лепесток и положите в любую ячейку цветка;
- если считаете,что Вам что -то непонятно, и Вы с чем то не справились – возьмите жёлтый лепесток;
- если Вам было не интересно – возьмите красный лепесток. -Учатся оценивать правильность поступков Жени:
-учатся быть внимательны-ми к окружаю-щим;
-подвести к пониманию нравственного смысла сказки. - дети в ходе коммуника-тивного общения подошли к пониманию смысла нравственности сказки;
- помогли старушке Шапокляк понять что такое добрые дела, и что для этого не надо никакого цветка.