Зулейха Арсланханова
Конспект НОД по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы 6–7 лет «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Тема осваиваемой социокультурной категории «Традиции праздника»
Тема НОД «Семейные традиции»
Подготовила Арсланханова З. М.
Публикация «Конспект НОД по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы 6–7 лет „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Цель: Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».
Задачи : Формировать представление о семейных традициях, знания и понимания смысла пословиц.
Развить мотивацию к взаимодействию у детей и взрослых.
Развитие единого контекста в группе.
Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа
Побуждать к общению, желанию высказать свое мнение на основе имеющихся представлений и личного опыта
Предварительная работа: Чтение рассказа «Семейная радость» О. Абрамова, «Живинка в деле» П. П. Бажов, рассказ И. С Шмелева «Благовещение». Беседа с детьми о традициях, раскрытых в этих произведениях, разучивание пословиц, поговорок о семье;
Методы и приемы: Наглядно - действенный, словесно-образный, практический.
Оборудование: выставка «Семейные традиции», Д/ Игра «Собери пословицу»,
Запись «Наследники России, контейнеры из под киндер яиц, пластелин.
Ход деятельности.
Организационный момент.
Возле гостей стол и самовар, русская печь.
Воспитатель вместе с детьми встречают гостей. В руках держит каравай.
-Здравствуйте гости дорогие. Мы вас встречаем, хлебом солью угощаем.
Дети :Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Беседа в круге.
-Ребята, скажите, почему мы встречаем гостей с караваем? (от детей)
-Это старая традиция на Руси встречать гостей на пороге дома - гостеприимство. По старинной традиции с хлебом солью до сих пор на Руси встречают важного гостя, в знак глубокого уважения. Только добрых и желанных гостей встречали с хлебом-солью…тех, кто не желает хозяину зла, не причинит ему вреда.
Хлеб –пожелание благополучия, а соль -защита от врагов.
Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.
К приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями, ставили угощения в самой красивой посуде, которую хранили специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались.
— Сегодня мы с вами будем говорить о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас.
-Ребята, а что такое семья (от детей)
- Семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Восп. читает стих-е «Семья и дом.»
-Русский народ слагал не только стихи, но и пословицы и поговорки о семье.
Давайте их вспомним и поиграем в игру «собери пословицы»
Игра «Собери пословицу» Дети разбиваются на группы, им предлагают собрать пословицы из их частей. Затем дети обсуждают выбранные ими пословицы.
-Молодцы ребята, справились с заданием. Давайте вспомним, какие еще пословицы вы знаете про семью.
1. Не нужен и клад, коли в семье …. лад.
2. Семья сильна - когда над ней …. крыша одна.
3. Семья в куче - не страшна и ….туча.
4. Вся семья вместе, так и душа ….на месте.
5. За общим столом еда…. вкуснее.
7. У кого сесть бабушка и дед, тот…. не ведает бед.
— Семьи все разные. Они отличаются друг от друга своими традициями, которые передаются из поколения в поколение.
-А кто знает, что такое традиция (отв. детей)
- Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.
- Ребята, Давайте вспомним, какая традиция была в семье Маши из рассказа «Семейная радость» (имянаречение).
- Что помогло Тимофею Ивановичу найти живинку в своем деле в рассказе П. П. Бажова? (трудолюбие и старание)
- Какие трудности встретились мастеру на пути?
Да, праведное отношение к делу, он стремился познать все тонкости своего дела.
-Каким мастером стал Тимоха, и кто продолжил семейные традиции (Тимоха, прямо сказать, мастером своего дела был. Его –то внуки, правнуки посейчас в наших местах живут. Тоже которые живинку всяк на своем деле ищут.)
- О какой семейной традиции мы узнали из рассказа «Благовещение» (На благовещение выпускают из клеток на волю птиц).
-Что готовят на праздник Благовещения (пекут рыбные пироги)
Ресурсный круг
-В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? Расскажите пожалуйста, о традициях вашей семьи (воспитатель первый начинает рассказывать о своей семейной традиции. Дети высказываются по кругу и прикосновением руки к предплечью передают слово сидящему слева.)
-Вот какие замечательные традиции в ваших семьях.
- Есть еще такая семейная традиция отдыхать с семьей. На улице у нас весна. Светит ярко солнце и предлагает поиграть.
И я вам сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть.
Хороводная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко (идут по кругу взявшись за руки)
Золотое донышко
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Побежал в саду ручей (бегут по кругу)
Прилетело сто грачей (летят по кругу)
А сугробы тают,тают (медленно приседают)
-Ребята, что же такое традиции?
- Кто же их придумал ТРАДИЦИИ?
Традиции — это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.
- Какие же семейные традиции были в России?
-Сейчас мы с вами ненадолго перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, и я расскажу и покажу вам, какие были тогда обычаи и традиции.
Восп. проводит экскурсию.
-В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки возле русской печи. В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили ягоды.
Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали вот такие салфеточки, подушечки и пряли вот за такой прялкой (показ прялки) а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит (показ посуды) другие ложки да плошки вытачивают (показ) то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась
Когда появились фотоаппараты, люди стали создавать семейные альбомы. Альбомы передавали по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных.
Кукла День -Ночь защищает дом и семью. По традиции первый проснувшийся в доме менял ночной лик фигуры на дневной, желая всем удачи и благих вестей. А тот, кто ложился спать последним, переворачивал ее ночной стороной и обязательно пожеланиями увидеть приятные сны.
Во многих семьях всегда были вот такие сундуки,где хранились ценные семейные реликвии -дедушкины часы, бабушкины кольца, ордена, медали, письма и многое другое. Многие из этих традиций живы до сих пор, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери…
Основной этап: Работа в парах.
индивидуальный этап
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат листы с иллюстрациями. Внимательно их рассмотрите и отметьте знаком + те, на которых изображены семейные традиции, которые вы соблюдаете дома.
групповой этап
Воспитатель: Пододвиньтесь пожалуйста к друг другу, ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображены семейные традиции, которые вы соблюдаете дома. Расскажите друг другу, почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.
А теперь договоритесь, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.
Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили…». Предлагает детям, кто согласен с данным решением, поднять руку).
Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?
А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание. (Воспитатель даё т экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).
-А сейчас ребята, поработаем подгруппами.
Каждая группа должна рассмотреть свои иллюстрации, обсудить выбрать правильный результат. Придите к совместному решению.
Один из группы будет экспертом и представлять решение.
(Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили…». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку).
Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?
А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание. (Воспитатель даё т экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).
Наши бабушки, дедушки всегда почитали праздники. Самым любимым праздником на Руси была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. С крашеными яйцами устраивали различные игры. Давайте и мы с вами поиграем.
«Катание яиц»
П / и «Катание яиц»
-Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца? Но яйца у нас не обычные. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать к Празднику Пасхи интересным узором.
Итог: Что интересного вы узнали сегодня на занятии?
Воспитатель: Семейные традиции, нужны потому, что они укрепляют семью. Соблюдая семейные традиции, люди чувствуют себя частью семьи, они осознают, что точно так же поступали их отцы и деды и чувствуют себя одним из многих поколений семьи, на место которых со временем придут следующие поколения.