Оксана Абдрахманова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) «Путешествие в мир грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в мир грамматики.
Цель:
- Учить связано рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;
- Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, продолжать знакомить с термином слог;
- Закрепить знания детей о предложении, продолжать учит их составлять предложение;
- Продолжать обучению детей звуковому анализу слова, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
- Продолжать учить составлять сюжетный рассказ по картинкам, давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- Активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов);
- Учить называть слова с заданным звуком, закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
- Развивать интерес к произведениям народной культуры; двигательную активность, музыкальный слух;
- Воспитывать культуру общения, умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Предварительная работа: В свободное время в группе идет чтение художественных произведений с разбором по вопросам. Отдельно обращается внимание на трудные слова и выражения из текста. Объясняется их смысл и предлагается произнести их нескольким детям. Дидактические игры и упражнения, как с наглядным материалом, так и без него по теме занятия.
Материалы: музыкальный центр, аудиозапись шум моря, звук леса; ноутбук, проектор, экран для показа слайдов; мел, указка, звуковая линейка, фишки – крышки (красного, зеленого, синего цвета) для воспитателя и каждого ребенка; картинки: девочка, луг, цветы, бабочка, ягоды, дом, мама с дочкой; фишки или счетные палочки.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Ход: Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня с вами попутешествуем? Согласны? Нам поможет кораблик, вот он посмотрите, (слайд №1). Давайте закроем глазки и послушаем, как шумит море за бортом. (Звучит аудиозапись «Шум моря») Вот мы и оказались в море, чтоб нам не было скучно послушайте сказку, только слушайте внимательно.
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» (презентация слайды №2 - №8)
Воспитатель предлагает детям послушать сказку «Кораблик». После чтения задает вопросы. (За каждые правильные ответы дети получают фишку или счетную палочку).
Вопросы:
1. Как эта сказка называется?
2. О ком рассказывается в сказке?
3. Что придумали друзья?
4. Как они строили кораблик?
5. Чем заканчивается сказка?
6. Каким показан лягушонок в этой сказке?
7. Кто из героев сказки вам понравился и почему?
8. Чем вам понравилась сказка?
Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте сказку снова, вы будете ее рассказывать.
Рассказывает сказку, вызывает для пересказа двух - трех детей.
Игра «Измеряем слова»
Воспитатель предлагает измерить слова: жук, цыпленок, лягушонок (хлопками на каждый слог). Дети отмечают, сколько слогов в каждом слове и находят самое короткое и длинное.
Упражнение «Составь предложение» (слайд № 9)
Воспитатель показывает картинку с изображение цыпленка.
Воспитатель: Кто здесь нарисован? Правильно цыпленок, что мы сейчас сказали? Да, слово цыпленок, а теперь придумайте предложение, в которых рассказывалось бы что-нибудь о цыпленке.
Звуковой анализ слова ау и лес.
Воспитатель: Ребята, а давайте продолжим наше путешествие посмотрите где мы оказались (слайд №10), закройте глаза (Звучит аудиозапись «Звук леса») и представьте что мы оказались в лесу, одни зашли за деревья и не видят, где остальные (это будут дети первого ряда) и решили позвать своих друзей, покричали им: (хором) «Ау!». Еще раз! Молодцы! Остальные ребята (второй ряд) услышали и отвечают им так же: «Ау!» еще раз, молодцы! Ребята скажите, а слово ау короткое или длинное? Конечно короткое, но какое нужное слово, многих людей из беды выручило, не дало заблудиться, интересно, а какие звуки в этом коротком слове, сколько их? Первый звук [а], второй звук [у], посмотрите я нарисую для этих звуков домик, интересно какого цвета будут домики? Правильно красного потому что звук [а] и [у] гласные звуки, в слове два звука и мы нарисовали для них две клеточки. Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово ау. Посмотрите внимательно как я читаю: веду указкой под первой клеточкой и произношу звук [а] когда перехожу ко второй клеточке, начинаю произносить звук [у]: аааууу (медленно ведет указкой от первой клеточки ко второй, потом 2-3 ребенка «читают» самостоятельно, воспитатель следит чтобы никто из детей «не обгонял» указку и «не отставал» от нее).
Воспитатель: Итак ребята не забыли мы где с вами находимся? Правильно в лесу, давайте разберем слово лес (используется звуковая линейка из крышек), первый звук в слове [л’] и обозначаем его фишкой какого цвета? Правильно зеленого, потому что звук [л’] мягкий (аналогичным образом отыскивается второй и третий звуки [э], [с], обозначается фишками, одновременно с воспитателем дети собирают это слово у себя на столе с помощью фишек – крышек).
Физ-минутка: по выбору воспитателя лучше всего про весну.
Упражнение «убери заданные звуки в слове»
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Убери звук», я уду говорить звук, а вы его будете убирать из своего слова, итак первый звук [э], убираем какую фишку? Правильно красную (спросить у детей почему красная фишка), теперь уберите звук [л’], какую фишку мы уберем? Правильно зеленую (спросить у детей почему зеленую) и остается у нас звук? правильно звук [с] он у нас какого цвета? Правильно синий, а почему? Да, правильно потому что он согласный и твердый.
Составление сюжетного рассказа по картинкам.
Ребята продолжим наше путешествие на море мы были, в лесу тоже, а давайте прогуляемся по лугу, посмотрите вот у нас, сколько здесь картинок, надо составить рассказ о девочке которая пошла на луг. Кого она там встретила? Что произошло дальше, вы сами расскажите (после 2-3 рассказов воспитатель спрашивает всю группу, чей рассказ больше всего понравился).
Игра «Лето – зима»
Воспитатель: послушайте, какие слова я вам назову, а вы скажите мне свои слова, противоположные по смыслу:
Лето - зима,
Ночь – день,
Солнце – луна,
Соль – сахар,
Мальчик – девочка,
Черное – белое,
Сладкое - соленное
Игра «Назови слова»
Дети по заданию воспитателя называют слова с заданным звуком: например большим братцем (после 10 – 15 слов задание меняется) и маленьким.
Воспитатель: Итак ребята давайте закроем глаза и вернемся в свою группу, понравилось вам сегодня путешествовать?
Где мы с вами были сегодня?
Какую сказку читали?
Какие игры играли?
Какие мы звуки знаем?
А из чего состоит предложение?
А из чего состоит слово?
Спасибо ребята всем за активное участие на занятии (воспитатель вместе с детьми подсчитывает палочки или фишки, кто сколько получил за правильные ответы, можно не выделять первое, второе, третье место, а просто отметить всех кто активно участвовал небольшими призами по выбору воспитателя).