Ольга Братцева
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Экскурсия по городу Брянску»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экскурсия по городу Брянску»
Цель: формирование грамматического строя речи посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи: - формировать умение отвечать на вопросы взрослых, правильно строя предложения;
- формировать умение правильно использовать предложения, согласовывать существительные с прилагательными, уместно подбирать прилагательные, подбирать к словам слова-антонимы;
- расширять, конкретизировать представления детей о родном городе;
- способствовать речевой активности детей;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Экскурсия по городу Брянску“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- активизировать познавательные процессы: восприятие, память, внимание;
- развивать точность выражения мыслей при составлении предложений, связную речь;
- упражнять в словообразовании;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к своему городу, умение работать в коллективе.
Ход НОД
I Вводная часть
- Ребята, у меня появилась проблема, мне подруга прислала письмо, она живет в другом городе и любит путешествовать. Скоро она приедет ко мне в гости и очень хочет посмотреть наш город. Вот я и думаю, что же ей можно показать в нашем городе Брянске.
- Кстати, а вы знаете, почему наш город так называется?
(ответы детей)
- Очень давно земли вокруг Брянска были покрыты непроходимыми лесами – дебрями. Сначала его называли Дебрянск, а сейчас его называют город Брянск. Значит название нашего города произошло от местности, где он расположен – среди лесов – дебрей.
- А еще Брянская земля славится своей историей. Путешествие по Брянской земле немыслимо без посещения памятных мест.
- А что такое памятные места?
(ответы детей)
- Правильно, памятные места иначе называют достопримечательности – это памятники, красивые и известные места. Их очень много в нашем городе.
- Какие достопримечательности нашего города вы знаете? Что я могу показать своей подруге?
(ответы детей)
- Вот мы сейчас с вами и отправимся на экскурсию по нашему городу.
II Основная часть («Экскурсия» по городу)
1. А для этого мы, как настоящие путешественники, подготовимся к экскурсии.
Детям предлагаются атрибуты: очки солнечные, фотоаппараты, бинокль, панамы, рюкзаки.
- Ну что же, отправляемся. И первой достопримечательностью нашей экскурсии является знакомый всем памятник летчикам. Монумент летчикам был воздвигнут в память о брянцах, сражавшихся в небе в годы ВОВ.
- Ребята, какими чертами характера должен обладать настоящий военный летчик, каким он должен быть?
(ответы детей)
Дидактическая игра «Кто больше?»
Ход игры: Детям предлагается подобрать прилагательные к слову «летчики».
- Верно, молодцы!
2. Ну что, ребята, отправляемся дальше?
- Двигаясь по улице Красноармейская, мы с вами попадаем… (педагог вывешивает картинку с изображением площади Партизан)
- Узнали это место?
(ответы детей)
- Правильно ребята – это площадь Партизан. Почему она так называется?
(ответы детей)
- Верно, потому что здесь установлен памятник партизанам и подпольщикам, защищавшим наш край. В память о них горит вечный огонь.
- Обратите ребята внимание, что защитники, изображенные в этой композиции, по–разному одеты, в руках у них разное оружие. (упражнение)
- А скажите мне, если у воина автомат, то он кто?
(ответы детей)
- Если воин служит в артиллерии, значит он кто?
(ответы детей)
- Если он сражается на танке, то он кто?
(ответы детей)
- Если солдат служит в зенитных войсках, то он кто?
(ответы детей)
- Если боец налаживает связь, значит он кто?
(ответы детей)
- Если боец служит в пехоте, значит он кто?
(ответы детей)
3. Итак, ребята, не задерживаясь на площади Партизан, отправляемся
далее и попадаем в одно из самых любимых мест наших горожан… (педагог вывешивает картинку с изображением набережной)
- Кто узнал это место?
(ответы детей)
- Правильно, на набережную. Что такое набережная?
(ответы детей)
- На берегу какой реки находится наша набережная?
(ответы детей)
- Кто из вас там был?
(ответы детей)
- Что вам запомнилось, понравилось?
(ответы детей)
Составление детьми описательных предложений (упражнение)
- Давайте немного отдохнем с вами. Присядем на скамейки и посмотрим на наше Десну - красавицу. А река то у нас какая! Какая?
(ответы детей)
- Молодцы! Сколько правильных слов вы подобрали про нашу красавицу реку.
Физкультминутка. Игра с мячом
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот» с вашими словами.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель бросает каждому ребенку мяч и называет одно из слов, которое дети подбирали к слову «река». Ребенок должен подобрать антоним.
4. Ну что, отдохнули? Пора двигаться дальше. И двигаясь вверх от
набережной по красивой лестнице, мы попадаем с вами на театральную площадь, на которой мы можем увидеть одно из красивых зданий нашего города – Театр Драмы.
- А вы знаете, что такое театр?
(ответы детей)
- Вот вы сказали, что в театре играют актеры. Это очень интересная профессия, потому что актер должен уметь изобразить радость и печаль, злость или доброту, скуку или веселье. А хотите себя попробовать в роли актера?
(ответы детей)
- У меня есть вот такие карточки с изображением разных эмоций. Вы должны будете произнести предложение с такой интонацией, которая подходила бы к одной из этих эмоций.
Дидактическая игра «Произнеси вот так…»
Ход игры: Педагог показывает одну из эмоций. 2-3 ребенка произносят предложение с нужной интонацией.
- Сегодня хорошая погода.
- В саду растут цветы.
- По небу плывут облака.
- В доме высокая лестница.
- Понравилась игра? Кто из вас хочет стать актером?
(ответы детей)
5. Итак, двигаясь по проспекту Ленина, мы с вами попадаем еще в одно
любимое место наших горожан… (педагог вывешивает картинку с изображением Кургана). Куда?
(ответы детей)
- Верно, это Курган. Ребята, вы любите бывать на Кургане? Почему?
(ответы детей)
- Этот памятник был воздвигнут в память погибших защитников нашей Родины от немецко – фашистских захватчиков. Землю для его воздвижения доставляли с солдатских могил и Брянской области, и других городов-героев нашей страны, и даже из других стран, которые участвовали в ВОВ.
- Посмотрите, я приготовила макет этого замечательного места. Здесь находится не только сам Курган, но и другие объекты. Какие?
(ответы детей)
Дидактическая игра «Скажи, где?»
- Где находится фонтан относительно кургана?
(ответы детей)
- Где находится колесо обозрения относительно кургана?
(ответы детей)
- Где находится фонарь относительно кургана?
(ответы детей)
- Где находится человек относительно кургана?
(ответы детей)
(педагог переставляет человека наверх, в сторону, около Кургана и просит детей составить новые предложения)
- Молодцы! Вы правильно составили предложения. И вообще, мне очень понравилась наша экскурсия, а вам?
(ответы детей)
- Теперь я знаю, что могу показать в нашем городе своей подруге. Я буду у нее экскурсоводом. Давайте еще раз вспомним, где мы побывали, а для этого нам поможет игра «Сплетем венок из предложений».
Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений»
Ход игры: Воспитатель произносит первое предложение. Дети, начиная с последнего слова воспитателя, составляют свое предложение по ходу экскурсии.
Итог
- Ну что, пора возвращаться в наш детский сад.
(дети снимают атрибуты путешественников)
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Составляли красивые предложения, подбирали правильные слова. Из вас получились замечательные экскурсоводы. Я думаю моей подруге понравится такая экскурсия, которую мы сегодня с вами совершили. Вы мне очень помогли, а в благодарность я хочу подарить вам вот такую игру, в которую вы поиграете вечером.
- Ну а сейчас наша экскурсия закончена. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем отдыхать.