Татьяна Голяева
Конспект НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе «Весна»
▼ Скачать
Цель:
Формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемотаблиц.
Задачи:
1. Формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
2. Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;
3. Формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
4. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику,
творческое воображение, мышление.
5. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети входят в группу под негромкую музыку.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом! (Дети встают в круг и берутся за руки)
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
- Давайте передадим друг другу теплое, веселое настроение.
Дети, через рукопожатие,«передают» «настроение».
Воспитатель: Сколько времен года вы знаете? (Четыре)
Воспитатель: Верно, 4. Назовите их. (Зима, весна, лето, осень)
Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажет загадка:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
Воспитатель: Молодцы, верно. И у нас за окном сейчас тоже весна. А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
Какое время года было до весны? (Зима).
Какое время года наступит после весны? (Лето).
Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).
II. Основная часть
Воспитатель:
Ой, ребята совсем забыла, сегодня утром придя на работу, мне
передали письмо.
Адресовано оно ребятам нашей группы, давайте мы его с вами откроем и прочитаем.
Письмо: «Дорогие ребята, холодная Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, засыпала дорожку ко мне снегами белыми, непроходимыми, закрыло солнышко тучами темными. Помогите выбраться! Тогда оживет, проснется природа, и станет по-весеннему тепло. До скорой встречи!»
- Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес. Все ли готовы? Отправляемся! Но прежде я прошу вас закрыть глаза:
- Раз, два, три, четыре, пять
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В лесном царстве очутитесь!
- Ребята, мы с вами попали на лесную полянку. Но посмотрите: солнышко не светит, лучиков нет, снег не растаял, цветочки не распустились, птицы не поют – здесь нет Весны.
- Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается. Нет у него горячих лучиков, не может оно согреть землю. Зато у нас есть солнечные лучики. Мы будем выполнять задания, и у солнышка будут появляться горячие лучи. (Педагог показывает макет солнышка без лучиков)
Воспитатель:
- Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? Давайте, проверим.
Сейчас я вам буду кидать мяч и говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением и возвращать мне его обратно, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
Зима ушла, а весна – … (пришла).
Зима холодная, а весна – … (тёплая).
Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).
Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
логопед: Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель:
- И за выполненное задание к солнцу добавляется первый лучик.
А теперь приступим к следующему заданию!
Задание «Отгадай» (по мнемотаблицам). Послушайте слова из стихотворения и определите на какой мнемотаблице зашифрованы эти слова. А за каждый правильный ответ солнышко получит по одному лучику.
1. Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.
3. Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
2. Леня с Петей,
Взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лед ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из-под ведра:
- Этак мне придется скоро
Убираться со двора!
Воспитатель: Замечательно ребята! А сейчас немного разомнемся.
Физминутка «Солнце».
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам составить рассказы о весне и за каждый хорошо составленный рассказ солнышко получит лучик.
В этом нам помогут наши помощники- таблицы.
Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце».
И так дети по схемам составляют отдельные предложения).
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Воспитатель: Как здорово придумано! Как интересно вы рассказали о Весне!
- Ребята, вот мы с вами добавили солнышку лучики, теперь оно станет яркое и тёплое, будет согревать нашу землю, приближая тепло.
А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть.
За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».
III. Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установка на дальнейшую деятельность.
Воспитатель:
Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная) А мы можем чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила?
Дети: Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т. д.
Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.